Можно переснять?

11

Пятая биеннале современной фотографии, которая открылась в Мраморном дворце Русского музея, убедительно показала – «пора!». Пора организаторам нажать клавишу «перезагрузка».

Что такое фотобиеннале в исполнении Русского музея? Это необычный, во всяком случае в петербургской музейной практике, проект. Он не про искусство фотографии, это социально значимая история, обширный эксперимент.

Любой, подчеркиваю, любой желающий со всех просторов необъятной Родины может после объявления о приеме заявок прислать в Петербург электронное письмо со своими снимками. Сектор современной фотографии Русского музея просматривает все и выбирает, на его взгляд, самые достойные. Обычно это несколько сотен снимков.

Первый вопрос, который задавался с самого начала: «А судьи кто?» Оставим его пока без ответа, двигаемся дальше.

Прошедшим отбор авторам высылается подтверждение, что их работы приняты для участия в выставке и включения в ее каталог. Теперь счастливчики должны сами отпечатать фотографии и прислать их в Русский музей.

Светлана Зинченко, заведующая сектором современной фотографии и куратор биеннале, признала в разговоре с «Вечерним Санкт-Петербургом», что нередко отпечатки не отвечают музейному качеству. И что тогда делать? Возвращать их и вычеркивать автора из списка победителей? Это вопрос второй.

Есть и третий. Общение по электронной почте при явных достоинствах – оперативности и охвате тех, кто никогда не попал бы в сферу внимания Русского музея, имеет и очевидные недостатки. Организаторы не в курсе того, что называется портфолио фотографа. А может, то, что автор, живя в глубинке, счел неинтересным, для всего остального мира как раз самое интересное.

Этот вопрос преследует, когда смотришь выставку. Одна фотография вторит Родченко и русскому авангарду, другая – уличным снимкам Игоря Мухина, третья – натюрмортам Бориса Смелова…

Преодолев сильное ощущение дежавю, идем по выставке в поисках удач. Их совсем немного, но они есть. Трогательный портрет старушки «Баба Саня» в исполнении Марины Лесневской. Ироничная фотозарисовка «Завтрак» Евгения Степанова с официанткой, несущей по пафосной красной дорожке, а-ля Канн, пончик на тарелке. На обложку каталога вынесено фото «Пустой парк» Игоря Осочникова. Это про проблему нестыковки совершенства формы катальных горок и колес обозрения с никчемностью развлечения, для которого их возводят.

Настоящая репортерская удача – «В Зазеркалье» Михаила Гребенщикова.

Всего вставлено 388 снимков 295 авторов. Это явный перебор. В таких проектах принцип «один фотограф – один снимок» должен соблюдаться неукоснительно. И уж совершенно неприемлемо для музейного показа выставлять фотографии в три яруса. Даже два – это плохо.

Пришло время ответить на поставленные вопросы. Перезагрузка может состоять в следующем: надо отказаться от строгой периодичности. Тем более что сроки проведения биеннале все равно точно не выдерживаются. А снимки приходят не только свежие, есть и десятилетней давности.

Весь массив материала должен поступать экспертам. Трудно найти независимых, не связанных с авторами дружбами и профессионально. Но репутация дороже, надо искать. После этого надо работать с кандидатами, смотреть их портфолио. Дальше было бы оптимально провести серию небольших выставок, чтобы фотографии оценили все, кому это интересно. В финале – показ лучших снимков, отпечатанных специально, в нужном качестве.

Вероятно, весь процесс займет лет пять. Но зачем музею суетиться. Он разговаривает с вечностью. Даже если выдержка снимка – доли секунды.


Василий ПОСТНИКОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here