Петербургский комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников согласовал проект реставрации двух пристаней в Павловском парке, а также воссоздание паромной переправы между ними.

Паромные переправы в пригородных парках Петербурга существовали с давних пор. Они появились раньше мостов, но не исчезли, даже когда перестали быть единственным способом перебраться с одного берега на другой. Их легко можно отыскать на старых планах Гатчины, а в Царском Селе два парома и сейчас перевозят всех желающих увидеть «Павильон на острову» (они были воссозданы в 1996 году).

В Павловске, если верить историкам, существовало пять паромных переправ. Проект воссоздания одной из них был согласован комитетом по охране памятников в прошлом году, второй – сразу после новогодних каникул.

Какие берега планируют связать сотрудники Павловского музея-заповедника? Куда можно будет доплыть на пароме?

Во-первых, на остров княгини Ливен. Он расположен в центре самого большого из Розовопавильонных прудов Павловского парка и носит имя близкой подруги императрицы Марии Федоровны – воспитательницы ее дочерей Шарлотты Ливен. Сейчас туда можно попасть только на лодке, но прежде императрицу и ее гостей переправлял на остров именно паром.

В 1816 году, по случаю бракосочетания великой княгини Анны Павловны и принца Оранского, на острове была возведена беседка с говорящим названием «Храм Любви». Архитектор Григорий Пильников построил ее по проекту Карла Росси. Не исключено, что после восстановления паромной переправы придет очередь и этого, тоже утраченного, сооружения.

Вторая паромная переправа должна появиться недалеко от Висконтиева моста, перекинутого через реку Славянку рядом с Криковской аллеей (она ведет туда, где стоял охотничий домик «Крик», разрушенный в годы Великой Отечественной войны).

Переправа на этом месте была устроена в конце XVIII столетия, еще до постройки моста. Тогда же рядом соорудили дом лодочника (маленькую симпатичную «будку у парома»).

Первые пристани были деревянными, в 1790 году их заменили на каменные, а в 1824-м вновь переделали. На этот раз согласно проекту Карла Росси. Фрагменты пристаней – чугунные плиты настила, тумбы, украшенные изображениями лиры, кронштейны с лиственным орнаментом, волютами и розетками – были отлиты тогда на Александровском заводе в Петербурге. К пристаням по откосам берегов спускались каменные лестницы. Каким был сам паром – неизвестно.

Пристани сохранились до нашего времени, хотя переправа перестала работать еще в начале ХХ века. Утрачены только верхние части тумб с канатным валом и воротом. Однако отделка металлических частей, по мнению экспертов, находится в неудовлетворительном состоянии, а каменные лестницы и конструкции основания – в аварийном.

Проект, утвержденный комитетом по охране памятников, предполагает реставрацию всех чугунных элементов, воссоздание утрат, укрепление берега и восстановление разрушенной лестницы на правом берегу по аналогии с той, что сохранилась на левом.

Затем будет воссоздан и паром. Его каркас со­орудят из металла и обошьют деревом. Старомодное плавсредство будет перемещаться по натянутым между тумбами тросам, как и два столетия назад.

Конечно, перейти с одного берега Славянки на другой можно и по мосту. На скорую руку. Однако стоит ли спешить? Жизнь сегодня и так течет слишком быстро. Неспешная поездка на пароме – редкий шанс ощутить себя жителем позапрошлого столетия. И неплохая альтернатива путешествию на машине времени.


Екатерина ЭММЕ, фото ИНТЕРПРЕСС

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here