Ребята изучают состояние воды в Неве и шум на улицах

В школах Санкт-Петербурга стали все чаще изучать такой предмет, как экология, – либо в основной сетке часов, либо дополнительно. Причем мальчики и девочки не только слушают теорию, но и проводят выездные исследования состояния воды, почвы, воздуха. Школьники выполняют достаточно серьезную научную работу, результаты которой затем публикуются в научных журналах – наравне с работами ученых. Чтобы посмотреть, как организованы экологические занятия, журналисты «Вечёрки» отправились в ГБОУ «Лицей № 179 Калининского района», в котором экологию преподают с 8-го класса. Лицей специализируется на естественнонаучном направлении.

Какого-то специального помещения для уроков экологии в лицее нет. Занятия проходят в классах биологии, химии. Сами лабораторные исследования проводятся либо в лицее на оборудовании, предоставленном петербургским производственным объединением «Крисмас+», либо в Научно-исследовательском центре экологической безопасности РАН, лабораториях CЗГМУ имени И. И. Мечникова. Ребята и учителя лицея благодарны ученым, сотрудникам центров за помощь в освоении теоретических и практических навыков.

Юные экологи изучают состояние различных водоемов: от акватории Финского залива, Невы и Охты до малых рек (например, Муринского ручья), прудов в Летнем, Таврическом, Михайловском садах. Изучают почву в упомянутых зонах отдыха. Еще одно направление – изучение атмосферного воздуха в Калининском, Петроградском, Московском районах. Есть исследования, посвященные радиационному и шумовому фону и даже электромагнитным полям в исторической части Петербурга.

Ребята демонстрируют нам, как проводить лабораторные исследования воды, почвы, и рассказывают о том, какую научную работу проводили.

– Подготовил работы по состоянию воды в Выборгском заливе. Основные приборы есть в нашем лицее: я сам готовил реактивы, смешивал, затем сравнивал полученные результаты с контрольными таблицами. Выводы порадовали: несмотря на то что в Выборге работают крупные предприятия, состояние воды по химическим показателям достаточно хорошее. Почти все показатели в норме. Можно рекомендовать Выборгский залив для рыбалки, но пить такую воду, конечно же, нельзя. Нормативы по питьевой воде гораздо строже, – поясняет Артем Саркисов.

Аня Чупихина провела исследование влияния цианобактерий (синезеленых водорослей, от которых так страдают наши водоемы) на состояние двустворчатых моллюсков. Моллюски были собраны в районе парка Дубки и помещены в десять аквариумов. Затем в аквариумы поместили цианобактерии.

Результаты: не все моллюски пережили нашествие цианобактерий (а моллюски в природе являются одним из «главных фильтров» водоемов). Выяснилось, что повышение концентрации цианобактерий приводит моллюсков в состояние стресса, у них учащается частота сердечных сокращений и увеличивается время восстановления организма.

Много исследований проведено совместно с CЗГМУ имени И. И. Мечникова. Например, Кристина Ермилина подготовила работу о влиянии факторов окружающей среды на клетки желудочно-кишечного тракта.

Владимир Раков исследовал влияние гемодинамических и активных разломов на электромагнитное поле и ионизацию воздуха в домах Калининского района. Вывод работы: ионизация в домах, расположенных на таких территориях, повышена. А по данным из научной литературы, повышенная ионизация увеличивает вероятность неврологических заболеваний, способствует появлению головных болей, бессонницы, негативно влияет на состояние дыхательных путей. Понятно, что «переставить» уже имеющиеся на таких участках жилые дома невозможно. Поэтому юный эколог рекомендует жителям таких домов чаще проветривать и увлажнять помещения, что снижает негативное воздействие. И – предложение: не давать разрешение на строительство жилья на таких территориях в дальнейшем.

– По результатам тех или иных исследований ребята направляют письма со своими выводами и предложениями в государственные инстанции. Мы не всегда, но получаем официальные ответы. К нашему мнению прислушиваются, и это тоже очень важно, – говорит Анна Обуховская, заместитель директора лицея по научной работе.

Все проекты и исследования проходят в научно-исследовательских секциях клубов «Высокие технологии и экология», «Наномир» и «Клуба старшеклассников».

Сами ребята (кстати, среди них – лауреаты престижных международных, общероссийских, городских конкурсов и олимпиад) оценивают значимость экологических занятий очень высоко и считают, что наработки им пригодятся в дальнейшем. Это умение работать в команде, умение проводить научные исследования, понимание того, что происходит с состоянием окружающей среды под влиянием тех или иных факторов и как можно сделать, чтоб их минимизировать. Эти навыки пригодятся в любой профессиональной сфере.


Фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here