Для возрождения региональной авиации необходима помощь государства

Еще лет тридцать назад в нашей стране существовала развитая сеть больших и маленьких аэродромов и люди могли на самолетах и вертолетах при желании переместиться практически из любой точки «А» в любую точку «Б». При этом авиабилеты по цене были доступны большинству жителей страны. Те, кто родился в СССР, хорошо помнят времена, когда можно было из Вологды отправиться в Новгород или из Владивостока улететь в Дальнереченск. Сегодня такое зачастую просто невозможно. Например, в уже упомянутом Великом Новгороде аэропорта больше не существует. О том, с чем связано исчезновение региональной авиации и есть ли перспективы для ее возрождения и развития в России, «Вечёрка» побеседовала с председателем Санкт-Петербургского отделения Межрегиональной общественной организации пилотов воздушных судов Олегом ФЕДОРОВЫМ.

– Олег Юрьевич, как на данный момент обстоят дела с региональной авиацией в стране?
– В Северо-Западном регионе ее, к сожалению, больше не существует. Дело в том, что в советские времена была система «Аэрофлота», которая жила и развивалась по своим правилам. И вдруг в 90-е годы ее заставили жить по-другому. И тут выяснилось, что Ан-2 оказался нерентабельным, потому что он требует много топлива. Бензин стал стоить дороже, увеличилась стоимость летного часа, поднялась и цена на билет, и люди больше не могли позволить себе летать, а компании – содержать самолеты. В наше время ре­гиональная авиация жива только там, где без нее буквально не обойтись.

– А как сейчас живут аэродромы и посадочные площадки, которые во времена Советского Союза использовались в народном хозяйстве?
– На Северо-Западе существовало более шестидесяти посадочных площадок, кроме того, была развита сеть региональных аэродромов – Лодейное Поле, Тихвин, Новгород, Вологда, Череповец. В Санкт-Петербурге было два аэропорта: Пулково, который работал с крупными авиакомпаниями, и Ржевка, обслуживающий ближние рейсы. Это был аэро­порт, который совершенно четко выполнял свои функции. Впоследствии его не стало, как и многих других. Если сейчас снова захотят возрождать региональную авиацию, многое придется отстраивать заново и вкладывать огромные деньги, потому что практически вся инфраструктура уничтожена.

– У нас есть огромное количество военных аэродромов, которые стоят полупустые, но, например, в Петропавловске-Камчатском военный аэродром совмещен с гражданским. Можно ли как-то решить проблему с инфраструктурой для региональной авиации таким путем?
– Практически везде, где больше нет гражданских аэродромов, остались военные, которые можно использовать для нужд региональной авиации. Но к сожалению, их практически невозможно использовать для гражданских нужд по причине формальных межведомственных ограничений. Например, в Новгороде аэродром гражданской авиации, который был на юге от города, закрыли, а имеющийся на севере военный аэродром Кречевицы «гражданским» не отдают.

– Бытует мнение, что региональная авиация перестала существовать, потому что мы больше не выпускаем самолеты для местных авиа­линий. Сейчас региональные авиакомпании закупают или берут в лизинг самолеты зарубежного производства, что, естественно, выходит дороже…
– В прежние времена у нас каждое КБ занимало свою нишу – КБ Яковлева и Антонова строили самолеты для региональной авиации, «туполевцы» – среднемагистральные самолеты, а «ильюшинцы» – дальнемагистральные. Сейчас этого нет.

– А как развивается региональная авиация за рубежом?
– Конечно, многие могут сказать, что в Европе ее тоже нет, но там другая специфика – в той же Германии трудно найти города, между которыми оптимальнее лететь на самолете, чем доехать на машине или на поезде. Расстояния такие маленькие, что бессмысленно запускать между городами самолеты. Наша страна отличается огромными пространствами, поэтому здесь такая авиация нужна как воздух. Если уж сравнивать, то потребности, например, жителей Сибири и Дальнего Востока очень похожи на потребности жителей Северной Канады и Аляски. Там так же, как в наших отдаленных регионах, «только самолетом можно долететь», но в Канаде и в США региональная авиация хорошо развита.

– Что необходимо предпринять, чтобы начать возрождать региональную авиацию?
– Во-первых, для того чтобы она начала развиваться, нужно решить вопрос с инфраструктурой – необходимо провести полную ревизию и экспертизу хотя бы того, что осталось: военные и гражданские аэродромы и посадочные площадки. Во-вторых, необходимо реформировать систему подготовки кадров – открыть частные школы (авиационные учебные центры), признать свидетельства авиационных специалистов других стран. Сейчас те люди, которые выучились за рубежом, у нас в стране летать не имеют права, а это вообще-то колоссальный потенциал. Далее нужно разобраться с техникой – упростить систему сертификации и поддержания летной годности. Развивать региональную авиацию необходимо, так как Москва уже перенасыщена самолетами, ведь все маршруты по России замкнулись именно на ней. И если потребность в полетах жителей крупных городов она удовлетворяет, то потребность тех, кто хочет долететь из Череповца до Вологды, – нет. А между тем сейчас появился класс людей, которые могут себе позволить воспользоваться услугами региональной авиации. Но возродиться она сможет только с помощью государства.


Фото ИНТЕРПРЕСС

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here