В Строгановском дворце Русский музей представил выставку «Соломон Юдовин. Блокадная графика». Этот необычный проект, конечно, посвящен 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Но его следовало делать и надо смотреть вне зависимости от круглых дат.

Имя ленинградского художника Соломона Юдовина (1892 – 1954) сейчас мало что скажет даже постоянным посетителям музеев и галерей. Его предыдущая (посмертная) персональная выставка состоялась в Ленинградском отделении Союза художников в 1956 году. Строго говоря, Юдовин остался в истории именно своими блокадными работами – рисунками и акварелями.

Созданные в самую страшную блокадную зиму 1941 – 1942 годов, они были основой для серий ксилографий и линогравюр. Ксилографии печатались еще во время войны в Ярославле, куда Юдовин был эвакуирован летом 1942 года. Линогравюры – в первые послевоенные годы уже в Ленинграде. Тогда же они были изданы в альбоме из 18 листов.

Искусствоведы, которые занимаются историей ленинградской графики первой половины ХХ века, видят истоки точных и пронзительных блокадных работ Юдовина в одном важном факте его биографии. В 1920 – 1930-х годах он работал фотографом и рисовальщиком в этнографических экспедициях по еврейским местечкам Белоруссии и Украины. Возможно, это и так. А возможно, абсолютно экстремальная ситуация мобилизовала все внутренние ресурсы человека с кистью в руке. Чтобы точно «выстрелить» один раз в жизни.

Главный нерв выставки – обыденность смерти в блокаду. «Жертва обстрела» и рядом «В мастерской художника», «Взрыв» и «За обедом»… К лучшему из показанного относятся акварель «Уборка снега во дворе»: круговое движение людей с лопатами создает потрясающий образ хождения по всем кругам блокадного ада. Замечательна почти миниатюрная (8 на 6 см) акварель «Гороховая улица» с какими-то немыслимыми проводами, натянутыми между домами поперек пустынной заснеженной улицы.

Полуподвальное выставочное помещение Строгановского дворца обычно трудно приспосабливается для показа искусства. Здесь – попадание в десятку. Именно так могли жить рисунки в блокаду.

Интересно происхождения выставленной графики Юдовина. Только небольшая часть взята из собрания Русского музея. Основной корпус принадлежит известному петербургскому архитектору Евгению Герасимову. Как теперь стало известно, собирателю ленинградской графики. С помощью московского галериста и издателя Ильдара Галеева он приобрел около двухсот листов графики Юдовина в Германии у наследников Бориса Суриса – ленинградского искусствоведа и коллекционера, хорошо знавшего художника.


Иван МОТЫЛЬКОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here