Смотровая площадка башни Святого Олафа Выборгского замка стала доступна для посещения

Минувшим летом корреспонденты «Вечёрки» одними из первых побывали на смотровой площадке башни Олафа: тогда еще и речь не шла о том, что вскоре сюда попадут первые туристические группы.

Однако музейщики и реставраторы потрудились на славу: уже к сентябрю 2018 года завершились работы по фасадам башни, была полностью отреставрирована валунная кладка, относящаяся к раннему Средневековью, а также кирпичная кладка XVI – XIX веков, завершены работы по куполу. В сооружении полностью поменяли все окна, появилось внутреннее освещение, была переделана и смотровая площадка: сейчас она приняла облик, соответствующий проекту конца 19 века, в частности ее увеличили в размерах до исторических проектных габаритов. Также для безопасности посетителей ее ограждения стали выше, установлена подсветка купола.

Мы направились в Выборг, чтобы вновь взглянуть на средневековый город с высоты 13-этажного дома, а заодно узнать о проведенных работах и планах на будущее.

Смотровая площадка и купол

У наших ног ночной город: по узким заснеженным улицам медленно ползут машины, шагают люди, а над головами – иссиня-черный бархат неба, усеянный крошевом звезд. Ледяной ветер с залива бьет по щекам. В итоге нас хватает всего на пару фотографий и Александр Смирнов, заместитель директора Выборгского объединенного музея-заповедника, младший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН, тонко намекает на то, что неплохо бы вернуться в тепло, под купол. Лязгает обледенелая дверь, и мы остаемся в гулкой тишине башни.

По первоначальному проекту устройство смотровой площадки и купола башни значительно отличалось от бетонного кольца, которое появилось в XX веке и которое наверняка помнят все те, кому довелось бывать на башне до ее закрытия в 2017 году.

Исторически смотровая площадка должна была быть вынесена на металлических консолях, которые образовывали единое целое с железными фермами самого купола. Но время внесло свои коррективы.

– В XX веке, когда возникла необходимость укрепить башню, техническое решение было изменено: смотровая площадка была выполнена в виде единого монолитного бетонного кольца, которое стягивало всю башню, не давая стенам расползаться, – рассказывает Александр Смирнов. – Наверняка на тот момент это было единственно возможное правильное решение, но оно создавало дополнительную нагрузку на стены. Поэтому в прошлом году в процессе реставрации бетонный пояс был демонтирован, кирпичная кладка восстановлена до исторических параметров, а сама смотровая площадка была сделана по оригинальным чертежам, именно так, как и предполагалось в конце XIX века.

– Смотровая площадка находится на уровне 13-го этажа современного здания, и, учитывая то, что мы находимся прямо на берегу Финского залива, постоянные западные ветра, влажность создавали дополнительные проблемы, – отмечает замдиректора. – Но поскольку над куполом трудились профессиональные альпинисты-реставраторы, результаты их работы превзошли все ожидания: научно-реставрационное сообщество, посещающее сейчас башню, сходится во мнении: по куполу сделано все замечательно.

Лестница в небо

Сейчас доступ на смотровую площадку осуществляется по все той же исторической лестнице XIX века, по которой мы карабкались летом. Помнится, еще тогда Александр Смирнов упоминал, что лестница эта – ненормативная.

– На данный момент ничего не изменилось: лестница уже, чем должна быть, перила ниже, чем надо. Поэтому посетители поднимаются на площадку группами до 25 человек в сопровождении двух сотрудников музея: один идет впереди, другой позади, – рассказывает замдиректора. – Чисто теоретически ее можно было бы переделать под современные нормы, но для этого ее нужно сначала вынуть из стен, затем забуриваться в кладку… Проще говоря, разрушить сразу несколько исторических составляющих памятника. Это не наш вариант.

Соответственно, в будущем лестница эта использоваться для подъема посетителей не будет, ее сохранят как исторический объект. Что же ее заменит?

– По последней концепции, которую утвердило Министерство культуры, подъем туристов будет осуществляться по отдельной конструкции, не связанной с башней. В идеале это лифт с лестницей вокруг него.

И действительно, ведь еще летом Александр делился с нами идеей пневмолифта в центре башни. Как продвигается это начинание?

– Предполагалось, что осенью 2018 года Министерство культуры объявит конкурс на проектирование работ по интерьерам башни, в частности, по устройству лифта и дополнительной лестницы. Однако необходимо было сначала завершить контракт по реставрации фасадов, юридически их просто нельзя было совместить, – поясняет замдиректора. – Вообще, как музей, мы предполагали завершить весь комплекс реставрационных работ еще до того, как в башню попадут первые гости. Однако стало ясно, что сделать это быстро не получается, – на данный момент речь идет о завершении внутренних реставрационных работ в течение двух лет, не раньше. А это очень долго! Поэтому было решено все-таки впустить на башню посетителей, естественно, со всеми предосторожностями.

Вообще, по словам Александра Смирнова, какой будет конструкция лифта, да и вообще, что обеспечит подъем на башню, должны решать специалисты после проведения соответствующих исследований.

Как дела на острове?

Между тем, масштабная реставрация ведется чуть ли не по всему острову. С середины июля в работе находятся четыре здания из 23 памятников замка: это Дом коменданта и три корпуса цейхгаузов. Работы рассчитаны на 24 месяца, то есть к середине лета 2020 года их сдадут в эксплуатацию. Отметим, что речь идет не только о реставрации, проектом предусматривается комплексное приспособление под музейное использование – здания получат всю необходимую техническую начинку, начиная с «противопожарки» и заканчивая подсветкой.

Грядущим летом начнутся работы по воссозданию фасадов, кровли, на следующую зиму останутся работы только по внутренней отделке.

Напомним, что минувшим летом в ходе археологических работ на территории замка были обнаружены 4 пороховых погреба: три на южном валу и один – на крепостном, расположены они на глубине от 5 до 8 метров. Уже сейчас сооружения на крепостном валу взяты «под крыло» социальной ответственности бизнеса, находятся в процессе реставрации и к моменту завершения реставрации войдут в комплекс музейного показа.

Отметим, что работы активно ведутся не только на замковом острове: музей планирует к майским праздникам Часовую башню: на данный момент работы по ее фасадам и интерьерам уже закончены. Сам часовой механизм, сердце башни, в 2018 году был демонтирован и отправлен в Петербург для очистки и отладки.

– Ранее у часового механизма из-за растянувшихся цепей были проблемы: он либо убегал вперед, либо отставал, поэтому время приходилось подстраивать два раза в неделю, – поясняет Александр Смирнов. – К началу марта механизм вернется на башню. Будут произведены монтажные работы, его соединят с колоколом. Потом леса снимут, и мы надеемся, что уже с марта месяца звон колокола будет вновь отмерять пульс города.

Не останавливаются работы и на Башне Ратуши: сейчас там проводятся внутренние отделочные работы, которые будут завершены ориентировочно к апрелю, а к майским праздникам ее планируется открыть для посещения.


Фото пресс-службы музея

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here