В «Приюте комедианта» рождаются «Фантазии Фарятьева»

Спектакль, премьера которого прошла в минувшие выходные, поставила Наталия Лапина. Художественный руководитель молодого «Городского театра» уже ставила эту пьесу Аллы Соколовой – десять лет назад в Таллине. И с тех пор мечтала вернуться к материалу, чтобы иначе расставить акценты: с возрастом и с опытом изменилось мироощущение, восприятие проблематики. А вот выбор исполнителей для нынешней постановки в «Приюте комедианта» оказался для режиссера очевиден.

«Про Андрея Шимко я всегда знала, что он – абсолютный Фарятьев, – объясняет распределение ролей Лапина. – Мне всегда хотелось сделать этот спектакль именно с ним. Актрисы на женские роли тоже не случайно появились. В «Городском театре» мы недавно делали квартирник «Жители разных планет», собранный по текстам Володина, Ахмадулиной, Соколовой, песен Визбора, Кима, Никитиных. Тогда я выбрала «Фантазии Фарятьева» в качестве «рамки»: в начале, середине и конце действия шли три сцены из этой пьесы. Однокурсницы Анастасия Грибова и Ксения Плюснина, которые сейчас играют сестер Шуру и Любу, играли их и там. Я девочек интуитивно назначила, а оказалось, что верно, поэтому позвала и в эту работу. А приглашение Алены Геннадьевны Ложкиной на роль мамы Шуры и Любы, а Ирины Леонидовны Соколовой на роль тети Фарятьева – это мой поклон «травести на пенсии», моя бесконечная любовь к этому типажу актрис.

На сцене – множество винтажных радиоприемников и часов-будильников всех видов и мастей, найденных бутафорами и реквизиторами. Собственно, и сама коробка сцены представляет собой большой радиоприемник, в котором персонажи находятся, будучи формально в пространстве квартиры с условными, во­ображаемыми стенами, сквозь которые все слышно. Таким затейливым образом, по задумке художника Николая Слободяника и концепции Наталии Лапиной, выражено сразу несколько настроенческих тем – формообразующих лейтмотивов спектакля: время, космос, гармония и полифония.

У каждого героя – своя радиоволна, свой голос в общем звучании симфонического произведения. Когда все происходит правильно, голоса-радио­волны образуют единое целое, когда что-то не ладится – идут вразнобой. А когда появляется Фарятьев со своей теорией – «важно уловить гармонию момента!» – его вкрадчивые интонации, как дирижерская палочка, задают тон и объединяют. Для Лапиной всегда важно изначально придумать спектаклю музыкальную формулу: это помогает понять, что происходит в пьесе.

«У нас есть музыка холодная, космическая, и теплое псевдоретро, – рассказывает музыкальный оформитель Владимир Бычковский. – Есть еще мини-цитаты, текстовые и музыкальные, про космос, про добрых людей. Например, из музыки Алексея Рыбникова к культовому фильму начала 1980-х «Через тернии к звездам».

К этой партитуре режиссер добавляет и психологические акустические нюансы: стук печатной машинки и образ скрипачки. По пьесе тетя Фарятьева – машинистка, а Шура – преподаватель фортепиано в музыкальной школе. Но для спектакля выбрали скрипку – как инструмент, требующий абсолютного слуха. Александра как раз чуткий человек с тонким слухом, но он не «включается», поскольку героиня наглухо закрыта в своей оболочке.

Здесь вообще каждый закрыт, спрятан в личный скафандр. Вроде бы нормальные люди, но со странностями – ведь в жизни не существует понятия «человек обыкновенный». Культивируя странности, создатели не привязываются к определенной эпохе, не идут «в лоб». Это спектакль не про время, а про каждый день. Никакой лирики, никакой мелодрамы, никакой бытовой истории. А бытовой по сути текст пьесы стараются сделать подвижным, живым, подняться над житейскими разговорами к космическим высотам. Трагическая комедия (у автора – трагикомедия) не превращается в сказку. Сказочное ощущение, возможно, и возникает, но лишь как мимолетный пронзительный флер.

Ирина Соколова полагает, что спектакль получился оптимистичным: «Моя героиня своего племянника Павлика обожает, безоговорочно принимает все его теории, даже самые безумные и невероятные. Она такое же неземное, возвышенное существо, как Фарятьев. Во всяком случае я пробую так «плести» роль. И я верю, что тетя с племянником все-таки когда-нибудь улетят в космос. Это же фантазии – значит, пусть будет и немножко фантастики…»

А Андрей Шимко наделяет своего персонажа натурой волевой, самоуверенной, убежденной в собственной правоте: «Фарятьев действует по своей логике, хоть в глазах окружающих он нелеп и несуразен. Но это вовсе не страдающий, не рефлектирующий, не депрессивный человек. Наоборот, он обладает огромной силищей Иванушки-дурачка: дескать, обманите меня, если хотите. Такие люди ох как нуждаются в любви! Для них любовь – счастье, даже если чувство не взаимно. И наш спектакль – об умении любить бескорыстно и беззаветно».

В день премьеры пришла скорбная весть: не стало автора пьесы «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой. Актриса и драматург ушла на 75-м году жизни. Режиссер Наталия Лапина и вся творческая команда приняли решение посвятить спектакль памяти Аллы Николаевны. Формальное обращение к публике со сцены решили не делать, заменив его постами на страницах театра в социальных сетях. Директор – художественный руководитель «Приюта комедианта» Виктор Минков дал комментарий «Вечёрке»:

– Соколова относится к поколению знаменитых «шестидесятников», к целой плеяде замечательных женщин-драматургов, среди которых – Петрушевская, Разумовская… Их творчество всегда и неспроста вызывало мощный отклик в сердцах зрителей: они писали так называемые «мещанские драмы», где исследовали душу простого человека. «Фантазии Фарятьева» в 70-е годы с огромным успехом шли не только в нашей стране, но и за рубежом. Мы все помним постановку Сергея Юрского в БДТ, экранизацию Ильи Авербаха… Вся семья Соколовой тесно связана с нашим театром: в «Приюте» играл ее муж, актер Сергей Дрейден, ставил спектакли ее сын, режиссер Николай Дрейден. Очень грустно, что Алла не увидит этой премьеры. Но в знак уважения и признательности мы посвящаем свою работу ей. Мы верим: лучшим подарком для Аллы является то, что ее любимая пьеса – вновь на сцене».


Мария КИНГИСЕПП, фото Дарьи ПИЧУГИНОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here