Петербургские гонщики рассказали, как доехали до первой ступени подиума

Впервые за историю авторалли российский экипаж в составе петербуржцев Алексея Лукьянюка и Алексея Арнаутова выиграл чемпионат Европы. После торжественного награждения победителей журналист «Вечёрки» встретился с гонщиками. В ходе беседы Алексей Лукьянюк и Алексей Арнаутов, мастера спорта международного класса, чемпионы Европы 2018 года в абсолютном зачете, чемпионы Эстонии и России, обладатели Кубка России, рассказали о своем пути к успеху.

– Как вы пришли в автоспорт?

Алексей Лукьянюк: – Все началось, как только я получил права: сразу начал кататься, самостоятельно тренироваться зимой, помогали учебники и видео. Правда, моя первая гонка состоялась только в 2005 году, тогда мне было 25 лет. То были любительские соревнования – клубное ралли. В 2009-м мы начали ездить вместе с Алексеем. Денег было не много, поэтому выезжали всего несколько раз в год. Но в 2011 году мы стали обладателями Кубка России по ралли в классе двухлитровых автомобилей.

Алексей Арнаутов: – В 2005 году мою жену – фотографа друзья позвали снимать ралли. Приехали, понравилось, и это стало увлечением: мы посещали все гонки, болели за знакомых. Потом с Андреем Михальчуком подумали: «А чем мы хуже?» Сказано – сделано: мы поехали какой-то небольшой спринт в Ленинградской области. Даже завоевали какой-то приз. Кстати, я сразу сел на место штурмана. Так сложилось, что судьба свела с людьми, которые гораздо лучше меня управляли автомобилем. Чуть позже друзья познакомили меня с Алексеем, и на первом же выезде, несмотря на технические проблемы с машиной, мы показали высокую скорость.

– Вход в автоспорт требует немалых средств. Кто помогал вам в начале карьеры?

А. Л.: – Я тренирую достаточно обеспеченных людей. Некоторые сами выразили желание помочь, видя потенциал нашего экипажа.

А. А.: – На заре нашей карьеры нам помогали друзья. В частности, механики из других команд. Рекламы у нас в принципе не было, как и спонсоров. И мы честно на борту написали: «Друзья! Спасибо за помощь!» И с этой прекрасной строкой как-то проездили половину сезона.

– Кто оказал на вас влияние?

А. Л.: – В Москве я начинал как инструктор в школе контраварийной подготовки Евгения Васина – гонщика с огромным опытом, члена сборной СССР. Работа давала огромный опыт и понимание того, что нужно делать с автомобилем. К тому же в свободное время я мог ездить по площадке, тренироваться.

А. А.: – Со штурманским делом все немного сложнее. Было несколько текстов, которые ходили по Интернету, их можно было взять за основу. Друзья же как-то в кафе, прямо на коленке, показали, куда что писать, что и зачем говорить. За чашкой кофе, конечно, сложно обучиться штурманскому делу, поэтому в первый раз мы поехали по наитию. Всех и не перечислишь, от кого и что я перенял, смотрел обучающие видео иностранных штурманов.

– С каких соревнований началась ваша международная карьера?

А. Л.: – В 2011 году я тренировал Вадима Кузнецова, принимавшего участие в чемпионате Эстонии. И Вадим сначала помог туда привезти наш «Опель». К сожалению, до финиша гонок мы не доехали, но при этом показывали очень высокую скорость и произвели хорошее впечатление. В тот же год, уже осенью, Вадим помог стартовать в финале чемпионата Эстонии уже на полноприводной «Мицубиси» – мы произвели фурор, приехав пятыми. В 2012 году мы стали больше стартовать в Прибалтике, у нас появилось много фанатов, появился и спонсор. Он дал свой автомобиль и выделил средства. В 2014 году в Эстонии мы стали победителями в абсолютном зачете. Более того, мы показывали хорошие результаты на этапах чемпионата Европы, которые проходили в этой прибалтийской стране. В результате нам предложили поддержку.

– Есть ли у вас сейчас наставник?

А. Л.: – Мы уже достигли такого уровня, когда в России нам уже мало кто может помочь, надо работать с мировыми тренерами. Учимся, у кого можем. В этом году пригласили в команду английского гоночного инженера, который в основном помогает с настройкой автомобиля, он же подсказывает некоторые моменты. Он несколько лет работал на чемпионате мира с топовыми пилотами, его опыт очень ценен.

– Какое дорожное покрытие вы предпочитаете: асфальт или грунт?

А. Л.: – Начинали мы на гравии: в России были только гравийные гонки, в Прибалтике тоже казалось, что асфальт нам далек и непонятен. Но за последние несколько лет по асфальту мы проехали больше километров, чем по гравию, хорошо его изучили. Большинство побед и хороших результатов у нас сейчас именно на асфальте: на нем я сразу начинаю ехать быстро, на гравии же не хватает уверенности.

– В России гонок становится все меньше. Как вам кажется, почему?

А. Л.: – Раньше был ДОСААФ, были клубы, то есть поддержка государства. Формально, насколько я знаю, сейчас есть областные сборные, есть деньги, которые на это дело выделяются. Но как я понимаю, их не много. Поэтому автоспорт сейчас – это исключительно энтузиазм: нет поддержки, нет структур, которые могли бы подогревать интерес к серии, к конкретной гонке, работать с медиа, привлекать спонсоров. То есть нет тех, кого за рубежом называют промоутерами. Каждый организатор гонки – сам по себе. В России большая часть расходов ложится на плечи участников.

А. А.: – Беда в том, что людям автоспорт сейчас не очень интересен. Получается замкнутый круг: нет интереса, в автоспорт не идут спонсоры, без них не развивается спорт и поэтому интерес не появляется.

– Что планируете на следующий год?

А. Л.: – Наш бюджет по-прежнему остается довольно скромным по меркам международных серий, и мы пока думаем, как им лучше распорядиться. Хотелось бы проехать этапы чемпионата мира по ралли на этом же автомобиле, в том же классе (WRC 2). Но для участия хорошо бы обеспечить возможность тренировок, а для этого необходимо увеличить бюджет в полтора-два раза. Таких возможностей у нас пока нет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here