Cто художников объединил гротеск

114

Команда директора музея Марины Джигарханян готовила проект два года. Если учесть, что МИСП существует всего три, то выставка «Радикальная текучесть. Гротеск в искусстве» должна быть на сегодня главным выставочным проектом. И он таковым стал. Постепенно музей находит свой фирменный формат. Он заключается в показе одной темы в искусстве с помощью произведений, которые созданы очень разными, в основном отечественными художниками – знаменитыми, малоизвестными и совсем неведомыми публике. Начиная с послевоенного времени и до наших дней.

Про гротеск, точнее, его литературную ипостась много написано и сказано. Но проект о гротеске в искусстве реализован впервые. Это эксперимент и для самих кураторов. Важно, чтобы выставка воспринималась аудиторией с самой разной степенью подготовленности. Помимо собственной коллекции МИСП обязательно привлекает к таким проектам разные труднодоступные собрания. Например, центра РОСИЗО, который не имеет своих выставочных залов, но обладает замечательной коллекцией советского официального и неофициального искусства.

Музей отобрал произведения ста художников. Они очень разные – по качеству исполнения произведений и по заложенным в них смыслам. Выставка дает простор для зрителя. Можно делать селфи на фоне «приколов» и слушать «аудиогид гротескный». Можно взять аудиогид обычный и слушать биографии авторов.

Мне представляется, что произведения художников, выдержавших испытание временем, оказались намного интереснее, чем новые «гротески». Первый зал выставки во многом мемориальный. Он включает «примитивистскую» живопись Василия Ситникова и Леонида Пурыгина. «Спиритический сеанс II» Владимира Овчинникова – едкая сатира на увлечение оккультизмом.

Юрий Никифоров представлен объектом «Я – Пушкин (Портрет землекопа парадный)». Точная самоироничная вещь, отсылает к классическому модернизму – в частности, к работам Антони Тапиеса. С годами становится яснее, что Никифоров, избегавший шумной раскрутки, возможно, лучший из художников, работавших на Пушкинской,10.

А что новые поколения художников? Объекты из раскрашенного скомканного холста Андрея Андреева напоминают раннего Сезара, того самого, в честь которого названа престижная кинопремия. Сравнение Сергея Меренкова, автора портретов сочинительниц женских романов, с Ярославом Крестовским скорее аванс художнику из Владивостока, который впервые выставляется в Петербурге.

Два автора достойны обязательного упоминания. Серия фотографий Андрея Чежина «Хармсиада 2» создана в 1995 году и много раз выставлялась. Это портреты, где лица стали кнопками, булавками, гайками. Призыв «берегите ваши лица» сейчас еще актуальнее. В «Голове» (2017) Петра Дьякова мозг заменен гамбургером. Лозунг «берегите ваши собственные мысли» актуален как никогда.


Дмитрий НОВИК

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here