В Петропавловской крепости открылся новый музей

Сводчатые потолки Нарышкина бастиона смыкаются над головой, за стеклом витрин в таинственном полумраке рядами выстроилась всевозможная техника: от простейшей механики до телевизоров и телескопов. Казалось бы, старье какое-то, что с него? Однако в первую очередь необходимо обратить внимание на подход, который использовали авторы экспозиции «Музей науки и техники», – он необычен: те или иные приспособления, инструменты и приборы используются для описания определенных физических явлений: например, весы XVIII века объясняют принцип работы рычага, а первые телевизоры 1930-х годов стали иллюстративом принципа электромагнетизма. Таким образом музейная и научная составляющие переплетаются, позволяя взглянуть на знакомые вещи по-новому. Более того, подчеркивается, что подавляющее число предметов изготовлено в Петербурге – Петрограде – Ленинграде, передано в фонды музея либо напрямую от заводов-производителей еще «в те самые времена», либо семьями петербуржцев, бережно сохранивших реликвии.

Всего экспозиция насчитывает около шестисот экспонатов из Фонда науки и техники Музея Санкт-Петербурга, насчитывающего более двенадцати тысяч единиц хранения. Составление коллекции началось с 1950-х годов.

Экспозиция разбита на разделы, посвященные тем или иным физическим явлениям. Первые два зала повествуют о механике, третий рассказывает об электромагнетизме и соответственно о приборах, в которых он применяется. Четвертый зал поведает посетителям про оптику и разнообразные оптические приборы. Отметим, что выставка грамотно сочетает в себе и предметное наполнение, и интерактивную программу, позволяющую выводить на тачскрин (сенсорная панель) не только подробное описание экспоната, но и демонстрацию принципа его работы.

Раздел «Механика» посвящен простым механизмам: рычагу и зубчатой передаче. Принцип работы рычага демонстрируют довольно банальные, знакомые нам инструменты: ножницы, плос­когубцы, мясорубки, весы всевозможных модификаций… Но постойте! Здесь за стеклом мы видим предметы родом из второй половины XVIII века. Здесь же на примере часовых механизмов демонстрируется принцип действия зубчатой передачи. А чего стоит коллекция механических вычислительных приборов! Например, здесь представлен уникальный «калькулятор», разработанный петербургским математиком Пафнутием Чебышевым: именно этот экземпляр побывал в 1872 году на Всемирной выставке в Лондоне. Отметим, что таких вычислительных машин сегодня практически не сохранилось.

Второй зал продолжает тему механики, демонстрируя эволюцию рычажных систем в пишущих и швейных машинах. Здесь посетитель, порой с удивлением для себя, может узнать, что привычная клавиатура у пишущей машинки появилась не сразу.

– Например, в пишущей машинке «Миньон» имелось клавиатурное поле и стилус. Выбиралась нужная буква, нажимался рычажок справа, после чего отпечатывалась нужная литера, – рассказывает старший научный сотрудник Музея истории Петербурга Валерия Деянова. – Систем было великое множество, даже с сегментными барабанами. Но «Ремингтон» и «Ундервуд» нашли более широкое применение и уверенно вытеснили конкурентов с рынка за счет более совершенной конструкции.

Центральный экспонат «механической» коллекции – клавиатура карильона Петропавловского собора.

– Прелесть этого экспоната в том, что он демонстрирует обнаженный рычажный механизм: можно разглядеть все его устройство, – отмечает старший научный сотрудник.

Зал электромагнетизма повествует о процессах, возникающих при передаче видеоизображения и звука. Вот где кладезь для любителей раритетных приемников зари телевидения! коллекция представлена продукцией завода им. Козицкого: это модели «КВН», «Авангард», снабженные водоналивными лупами, увеличивающими изображение крохотных экранов.

– Ленинградцы наверняка помнят «Ленинград» со сдвижной лицевой панелью 1930-х годов и маленьким экраном, – рассказывает Валерия. – Здесь и «Авангард» с лупами. А рядом, в хронологическом порядке, переносной телевизор «Ровесник» конца 1980-х.

Ваш корреспондент среди экспонатов отыскал и телевизор «Рекорд», в точности такой же, как и тот, что когда-то стоял на кухне у его родителей: далекое и теплое воспоминание детства о том, как черно-белые Хрюша со Степашкой желали всем спокойной ночи.

Отметим, что, несмотря на почтенный возраст, более пятидесяти процентов экспонатов работают. Хотя в розетку их здесь не включают – в помещении поддерживается особый микроклимат, чтобы сохранить экспонаты в первозданном виде.

– В таком количестве вы технику нигде не увидите, – подчеркивает Валерия. – Это настоящие, «живые» объекты, и каждый из них рассказывает свою петербургскую историю.


Фото Сергея НИКОЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here