Песни сменяет юмор

16

В Петербурге растет спрос на мастеров разговорного жанра

Еще несколько лет назад термин «стенд­ап» был знаком не многим. Но сегодня этот разговорный юмористический жанр заполонил телеэфиры и сцены многих городов. И в Петербурге тоже появились свои знаменитости этого направления.

– Начинал я с КВН в Университете, – вспоминает стендапер Илья Куруч. – Потом узнал, что в Петербурге появились открытые площадки для стендаперов – в основном в барах. Я пришел как-то, попробовал, мне понравилось. Проект назывался «Открытый микрофон» (он есть до сих пор). Тебе дают три минуты, за которые ты должен рассмешить аудиторию. Если получилось – ты начинаешь развиваться и идешь дальше. Понимаешь схему написания шуток, позволяешь себе выступать с более объемными «блоками». Такие мероприятия позволяют проверить шутки на зрителях, которые, кстати, приходят совсем бесплатно. Так у нас организовался клуб единомышленников, который мы назвали «Stand-Up Петербург».

В среднем на концерте комик дает выступление на 7 – 10 минут. Эти мероприятия проходят в формате стендап-вечеров, когда есть один ведущий, который объявляет по очереди выступающих, а между их монологами сам выдает несколько красочных шуток. При этом процесс создания программы непредсказуем.

Большинство выступлений молодых стендаперов проходит в барах или клубах. Заведения привлекают их для создания особого антуража, объявляют о выступлениях заранее в Интернете, тем самым повышая свою посещаемость.

– Барам и клубам уже не так интересно приглашать певцов, – считает стендапер Всеволод Ловкачев. – Очевидно, что стендаперы сейчас в тренде и аудитория идет слушать комиков. Единственный минус заключается в том, что если певца можно воспринимать в фоновом режиме, то стендапер может доставить дискомфорт тем людям, которые пришли в заведение просто пообщаться.

Поскольку заправляют стендапом в России в основном молодые люди, то и их зритель – это такая же молодежь, от 18 до 40 лет. Это часто влияет и на тематику выступлений. Например, в тренде разговоры о личных отношениях, противостоянии мужчин и женщин, рассказы о самых обыденных, но забавных вещах: от похода в магазин до историй с работы. В этом плане люди постарше часто делают монологи на более серьезные темы – «социалка» и политика.

– Стендап – это в первую очередь мнение, – полагает Куруч. – По той же причине популярны сейчас блоги и социальные сети. Комик, как правило, говорит о том, что его раздражает, пугает или радует. Интересна теория о том, что стендап – это некая боль, о которой лично ты никому не рассказываешь, но делишься ею со своим зрителем.

Часть стендаперов стремится переехать из Петербурга в Москву, мотивируя это тем, что в столице есть возможность попасть со своим материалом на известные телепередачи, в целом больше зарабатывать, не задумываясь о совмещении с основной профессией.

– В Москве более конкурентная среда, – считает Ловкачев. – Петербург в этом плане идет на втором месте, но с большим отставанием. В плане экономики столица выгодна – комик, имеющий, допустим, 20 минут хорошего стендапа в год, может там неплохо зарабатывать. Добавим к этому корпоративы и возможные эфиры на телеканалах. В Петербурге же с этим проблемы.

Однако далеко не все стендаперы жаждут выступать на телевидении. Есть примеры успеха людей не из «ящика». Например, в этом году сенсационно «выстрелил» петербургский видеоблогер Данила Поперечный, который на свое шоу собрал полный Ледовый дворец. Стендапер доказал: для того чтобы быть актуальным юмористом, нужно использовать разные средства коммуникации.

Самые успешные стендаперы становятся ведущими мероприятий, а другие ездят по стране с сольными выступлениями. В этом отношении проживание в столице вовсе не обязательно.

– В Петербурге много заведений, которые заинтересованы в том, чтобы у них проводился стендап, – уверен Куруч. – В Москву уезжать совсем не обязательно – разве что если вы хотите выступать на телевидении. Но насколько это актуально в эпоху Интернета? А у нас можно давать по четыре-пять выступлений за неделю. Опять же если ты хороший питерский стендапер, то для организаторов не будет проблемой пригласить тебя в любую точку страны. Главное – делать свое выступление изящно и с юмором.


Никита ЩЕРБАКОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here