Как резьба по дереву стала семейным ремеслом

Победителем проходившего на днях в Петербурге конкурса «Русь мастеровая» в номинации «Резьба по дереву» стал народный мастер России Алексей Безобразов. Известен он своими деревянными игрушками, которые вырезает дедовским методом, сохраняя традиции Русского Севера. Его замечательные каталки, коники, куклы нравятся и детям и взрослым: их приятно держать в руках, ведь дерево – самый экологичный материал, который только можно придумать для детской игрушки.

А для конкурса мастер сделал рубель. В старину рубелем с катком гладили белье. Как это делается, современному человеку понять сложно. Да, кажется, и зачем? А вот если носить одежду изо льна, говорит Безобразов, то цены ему нет. Рубель разглаживает все складки и заломы и удаляет мелкую, невидную глазу шелуху, которая остается на ткани после обработки льна. И становятся тогда штаны или рубашка мягкими, будто пуховыми.

Алексей Безобразов одет по-старинному: картуз, хромовые сапоги, льняная косоворотка, порты и пониток. так называют мужской кафтан, сшитый из плотной хлопчатобумажной диагонали. Безобразов – народный мастер России, член Союза художников. А продает свои изделия из рук в руки – на выставках и ярмарках в городах России и зарубежья.

Началась история много лет назад. Когда Алексею было лет десять, в подарок от дедов они с братом получили по ножу. Сначала научились делать скворечники, а потом пошли рогатки и свистульки.

Игрушки на селе вырезали чуть ли не в каждом доме. Колет мужик дрова, откололся кусок щепы – там подрезал, тут подрезал, получился конь. Такие игрушки назывались колотыми. Сто домов в деревне, материал – дерево, инструменты – топор и нож, вроде все просто, а игрушки – каталки, куклы, кони – получаются разные.

За годы, что утекли с тех пор, Безобразов много чего успел. Резал по мягкому камню и известняку, делал иконы, подсвечники и шкатулки из дерева, в своем столярном цехе – наличники и мебель. В 2008 году закрыл производство и занялся, чем давно хотел, – авторскими и традиционными игрушками и предметами старинного обихода. Ездил по музеям, общался с искусствоведами, музейными хранителями, вникал в суть этого северного чуда. Простые вещи, повседневные, но есть в них магия ручного труда.

Помните выражение «катиться кубарем»? Так вот, кубарь – игрушка типа юлы, но деревянная и более заковыристая. Мальчишки в деревнях соревновались, у кого кубарь будет дольше прыгать и крутиться. Лет пять назад Безобразов увидел кубарь в фондах Вологодского кремля, а сделал недавно: обдумывал, как именно игрушку вырезали в те времена, когда она имелась почти в каждом крестьянском доме.

Глядя на традиционные северные игрушки, светлеют лицами и дети и взрослые. Хотя нет в них никакого гламура и новых технологий. Как в старину, вырублены топором да вырезаны ножом, со следами инструмента, грубоватые, но такие душевные! И со смыслом.

Например, куклы-панки. Вырезали их по всему Русскому Северу еще с дохристианских времен как обрядовые, позже они стали игрушками-оберегами. Каждой девочке в семье полагалась своя панка. Женская кукла помогала девочке раскрывать свое женское начало. Она могла ее пеленать, качать, наряжать, говорить с ней. Кукла вроде и простая, но есть в ней загадка.

– Лицо у панки плоское, чтобы все невзгоды, хвори и плохие мысли с нее стекали, – рассказывает мастер. – Нижняя горизонтальная линия – это мать сыра земля. Почему сыра? Потому что сухая земля ничего не родит. Косые горизонтальные линии означают дождь и оплодотворение. Как и знаки-треугольники: один острым концом вверх, другой вниз. Грудь обозначалась, чтобы молоко было, когда придет время рожать.

Для мальчиков делали фигурки коней, как символ солнца, надежности, благополучия, прочной связи с землей, с детства воспитывая будущего хозяина. На конек дома ставили фигуру мифического животного – утку-коня. По преданию, она сочетала в себе мужские и женские качества, соединяла небо и землю.

Сегодня  ремесленная семья Безобразовых – Алексей и Галина – живет в поселке Тоншалово Череповецкого района Вологодской области. Оба сына получили образование в Петербурге, где и живут, имеют хорошую работу, но продолжают заниматься резьбой, причем Юрий, старший, – профессионально. Более того, их жены продолжают мастеровую традицию. В этой семье традиции точно не умрут.


Ольга РОГОЗИНА, фото Аделины ГОРДОН

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here