Бывает, сам не соберешься в выходные на представление, а ребенку, который утром спрашивает тебя: папа, а куда мы сегодня с тобой пойдем, – разве откажешь? Хорошо, что в нашем городе, на улице Рубинштейна, 13, есть «Зазеркалье». Там была показана очередная премьера – пьеса с грустным и загадочным названием «Забытый день рождения». И я не смог отказать своей маленькой дочке.

На афише: «Анастасия Беспалова. Забытый день рождения. Мюзикл в одном действии по сказкам Дональда Биссета». Того самого знаменитого английского сказочника Биссета (1910 – 1995), придумавшего Крококота – существо с двумя головами – одной кошачьей, другой крокодильей, – которому никогда не бывает скучно, потому что кот всегда может пожелать спокойной ночи крокодилу, а крокодил – коту.

Анастасия Беспалова, молодой композитор из небольшого уральского городка Ревда, что под Екатеринбургом, выпускница композиторского факультета тамошней консерватории, уже знакома петербургским зрителям по замечательным спектаклям-мюзиклам «Теремок» и «Крошечка-Хаврошечка».

Представление «Забытого дня рождения» (режиссер-постановщик – Леда Гарина) проходит в Белом, то есть камерном зале театра. Преимущество такого формата – предельная близость маленького зрителя к актерам и центру волшебного действа. В некоторых эпизодах, когда артисты-кукольники выносят на веревочках плюшевого кота, овечку или собаку, малыши могут погладить их и делают это с большой охотой и любовью. Если существует понятие «контактный зоопарк», где посетитель может погладить понравившееся животное, то в данном случае вполне применим термин «контактный театр».

Пространство зрительного зала организовано в виде огромного куба, стены которого представляют собой четыре разукрашенных и загадочно колеблющихся занавеса (художник-постановщик – Алексей Левданский). Это колебание стен также придает ощущение нереальности и волшебства. Зрители размещены вдоль драпировок на скамейках в каре в два ряда: на первом ряду – малыши, на заднем – их папы и мамы. В тряпичных стенах наверху периодически распахиваются окошки: там возникают действующие лица сказки. Под первые аккорды «потустороннего» ансамбля под управлением музыкального руководителя и дирижера Артура Ераносова на сцене появляется сказочник Дональд с тигренком Р-р-р – куклой бибабо на правой руке.

Тигренку, как любому малышу, хочется сказки, но тут, демонически пританцовывая, на сцену врываются вреднюги – трое в черном по прозвищам Нельзя, Несмей и Стыдись, как и сказочник Дональд, в исполнении недавних выпускников факультета театра кукол РГИСИ (балетмейстер-постановщик – Александра Журавлева). Они пытаются всяческими способами испортить тигренку путешествие в Сказку. Они крадут у тигренка его ­«р-р-р», которое Дональд с боем возвращает ему, обращаясь к помощи маленьких зрителей. Несмотря на происки вреднюг, Дональд с тигренком отправляются в чудесное путешествие, где их ожидают поезда, вокзалы, полиция, корова, улитка, королева и многое другое. Дети принимают активное участие в творимых на сцене театральных чудесах: кормят воображаемым сеном воображаемых зверей, летят вместе с Дональдом и тигренком на Луну, плавают по реке из варенья… Вреднюги, устав от собственного коварства, в конце сказки перестают вредничать и превращаются в добрых помощников.

На самом деле, выводя своих вреднюг, Биссет занимается воспитанием прежде всего родителей, приведших своих чад в театр. И правильно делает, потому что и я сам, думаю, и другие папы и мамы тоже вряд ли смогут после такого зрелища что-то огульно запрещать своему ребенку, употребляя вот эти самые «нельзя!», «не смей!» и «стыдись!». Воспитывать ребенка нужно не запретами, а добрыми сказками.

Досмотрев спектакль до конца, совершенно забываешь о его названии. Но сказки Биссета странны, как все английское, и «Забытый день рождения» появляется в последней сцене из окошка в виде плачущего мальчика.

– Почему ты плачешь?
– Потому что я – «день рождения тигренка», про который забыли…

Ну вот наконец о нем вспоминают, возникает праздничный торт и всеобщее праздничное ликование. Занавес.


Вячеслав КОЧНОВ, фото Виктора ВАСИЛЬЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here