Истребитель стал экспонатом военно-исторического парка

В небе над Кронштадтом вчера появился необычный объект. Разрывая гулом морозную тишину, военный транспортный вертолет нес на тросах боевой истребитель. Летчики военно-транспортной авиации Западного военного округа провели уникальную операцию: на внешней подвеске самого мощного в мире вертолета Ми-26 они доставили на остров Котлин истребитель Су-27 и аккуратно опустили его во дворе Адмиралтейства.

– Для выполнения полетного задания была организована заблаговременная подготовка, – отметил командир отдельного транспортного смешанного авиационного полка ЗВО полковник Анатолий Кизьяков. – В течение месяца экипаж, наземный персонал, группа руководства проходила сначала теоретическую, а затем и практическую подготовку. Были выполнены исследовательские полеты с целью определения возможностей транспортировки и укладки данного груза на площадку в Кронштадте. Кроме того, выбирался маршрут, исключающий прохождение над жилыми домами, скоплениями людей и транспорта, безопасный маршрут подхода к площадке, находящейся в центре города.

Рано утром транспортник, который пилотировал сам Анатолий Кизьяков, взлетел с ­аэродрома Левашово и взял курс на Крон­штадт. Ненадолго зависнув над Адмиралтейством, он ушел на аэродром в Пушкине. Здесь Ми-26 взял на внешнюю подвеску пятнадцатитонный истребитель Су-27 и, прежде чем лечь на курс к Кронштадту, сделал пробный полет над аэродромом.

– Цель такого полета – подбор оптимальных скоростей для транспортировки, – рассказал командир полка. – На скоростях до 70 км/ч самолет разворачивало, от 70 до 100 км/ч он становился неустойчивым, а на скорости от 100 до 120 км/ч благодаря аэродинамической форме самолет на подвесе становился по потоку, приобретал устойчивость. Когда скорость увеличили до 140 км/ч, Су-27 начал уходить назад и вызывал продольную раскачку. В итоге пошли 120 км/ч.

После этого Ми-26 перенес груз через залив на площадку внутри Кронштадтского адмиралтейства на территории военно-исторического парка Западного военного округа.

Даже находясь на земле в стороне от опускающего груз вертолета, понимаешь, какой мощью он обладает: восьмилопастный несущий винт диаметром больше тридцати метров создает такой поток воздуха, что приходится покрепче упираться ногами в землю, чтобы не сдуло. Но при этом истребитель они опускают так аккуратно, будто это не многотонная боевая машина, а пушинка. Сначала земли касается носовое шасси Су-27 – и через несколько секунд все три стойки принимают на себя тяжесть самолета. Стоявшие в стороне техники бросаются к истребителю, чтобы отцепить тросы подвески.

– Заход на площадку был одним из самых сложных моментов полета, – поделился Анатолий Кизьяков. – Из-за небольшого размера и ограничивающих строений мы могли видеть ее только по мониторам. Но благодаря слаженной работе экипажа по командам летчика-штурмана, помощника командира корабля, бортового инженера и механика груз был установлен на свое место.

Перевозка нестандартных грузов на внешней подвеске – одна из сложнейших задач экипажей тяжелых транспортных вертолетов Ми-26, регулярно отрабатываемых в ходе учебных полетов. Максимальная грузоподъемность Ми-26 – 20 тонн, бортовые видеокамеры позволяют экипажу контролировать состояние перевозимого груза. Как поделился Анатолий Кизьяков, в его летной практике были случаи перевозки крупногабаритных грузов на внешней подвеске вертолета, но транспортировку Су-27 он назвал самой трудной.

Освободившись от груза, вертолет ушел на базу, а на земле начали приводить в порядок Су-27 – снимать опутывающие его тросы, подкачивали колеса. Точная история истребителя нам неизвестна. Но судя по всему – это машина, построенная в конце 80-х – начале 90-х годов XX века. По полустертым надписям на борту можно сделать вывод, что когда-то самолет принадлежал гвардейскому истребительному авиационному Виленскому ордена Кутузова полку. Это объясняет и персональное имя истребителя, которое нанесено на гондолу воздухозаборника левого двигателя, – «Алексей Маресьев». Легендарный летчик, послуживший прототипом героя повести Бориса Полевого, воевал в этом полку с лета 1943 года и именно в это время был удостоен звания Героя Советского Союза. После войны полк базировался на Севере. Судя по имеющимся в открытом доступе данным, на Су-27 часть перешла в конце 1980-х.

До этого подобная уникальная операция в небе Петербурга была проведена более девяти лет назад. Тогда Ми-26 взял в аэропорту Пулково списанный самолет Ту-134 и доставил его на полигон учебного центра Главного управления МЧС России по Санкт-­Петербургу, расположенный в Рыбацком. Самолету предстояло стать тренажером для отработки действий спасателей. Это был первый случай в мировой практике, когда осущест­влялась транспортировка на внешней подвеске целого самолета.


Фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here