На новой сцене ЛДМ представили хоррор-мюзикл «Лолита»

Первое, что приятно удивляет в спектакле, – отсутствие ставшего уже привычным окарикатуривания образа Григория Распутина. В «Лолите» – это серьезная, трагическая фигура, родственная, по замыслу создателей, Фаусту. Убеленный сединами Вячеслав Штыпс, исполняющий роль старца, хотя внешне и не слишком похож на сохранившиеся фотографии Распутина, по-актерски вполне убедителен.

Подобно Фаусту, Григорий Распутин в начале действа заключает договор с элегантным – в стиле модерн – дьяволом в блистательном исполнении Сергея Худякова. В обмен на власть и любовь молодой красавицы Аглаи (ее партию исполняет Евдокия Малевская) Распутин отдает дьяволу душу. Затем следует философский монолог Григория о расплате, которая ждет каждого грешника, продавшего свою душу сатане.

В мюзикле главный герой подвергнут фрейдистскому психоанализу: он показан молодым и влюбленным, а истоки его психологических проблем, по мысли авторов, коренятся в трагической развязке первой любви. Распутин тайно обвенчался со своей возлюбленной Аглаей, а ее отец, узнав об этом, убивает свою дочь. После чего сам погибает от рук Григория.

До «Лолиты» тот же творческий коллектив был известен городским театралам нашумевшим мюзиклом «Мастер и Маргарита». Возможно, этим объясняется непривычное для легкого жанра высокое качество диалогов, написанных Игорем Шевчуком, да и самого либретто Ирины Афанасьевой, которая выступила автором и продюсером всего проекта.

Но почему все-таки мюзикл, посвященный судьбе Распутина, называется «Лолита»? На мой взгляд, Ирина Афанасьева взяла прием, использованный, в частности, режиссером Агнешкой Холланд в фильме «Переписывая Бетховена». Для того чтобы рельефнее очертить образ Бетховена в последний год жизни, Холланд ввела женский персонаж, которого не существовало в действительности, но устами которого режиссер повествует о жизни главного героя.

Нечто подобное происходит и в хоррор-мюзикле. Богемная Аглая Стеблова, дочь малоизвестного художника-модерниста, кстати, реальная историческая фигура, придумывает себе новый образ и новое имя – Лолита. Она влюбляется в англичанина – репортера Освальда Райнера. С ним она знакомится при страшных обстоятельствах: он выносит ее из вагона взорвавшегося поезда, следовавшего из Царского Села в Петербург, в котором должен был ехать Распутин, но не поехал, предчувствуя беду. В заговоре против Распутина помимо Райнера участвуют выдуманная автором либретто директриса работного дома колоритная француженка мадам Жужу, исторические персонажи князь Феликс Юсупов, великий князь Дмитрий Павлович, которые представлены карикатурно в виде богатых прожигателей жизни, решивших поиграть в большую политику. 

В общем, сюжет крепко держит внимание зрителя до финальной сцены, в которой заговорщики, как и в реальной жизни, убивают Распутина. Но в мюзикле под шальную пулю попадает и Лолита, узнавшая о заговоре и решившая спасти «старца».

Понять драматургию зрителю помогает выпуклая и жесткая хореография Святослава и Анастасии Мельниковых и Сергея Худякова: кордебалет, изображающий то бесов, то революционеров, то малолетних преступников, создает мрачную и тревожную атмосферу подлинного хоррора. То же можно сказать и о сдержанно суровых декорациях Софии Тюремновой и очень выразительных, «говорящих» костюмах Татьяны Миловидовой. Музыку написал молодой композитор Антон Танонов.


Вячеслав КОЧНОВ, фото Михаила САДЧИКОВА-мл.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here