Кутюрье не спасла красота

23

111 минут о жизни и смерти Александра МакКуина

В прокат вышел документальный фильм о знаменитом британском дизайнере. Вы можете ничего не знать о том, кто такой Александр МакКуин, совсем не интересоваться модой, но и в этом случае вы не сможете не оценить мрачного великолепия его искусства.

Фильм «МакКуин» не о блестящем мире моды, не о гламуре и роскоши. То есть все вышеперечисленное присутствует, но как фон, оттеняющий главное – искусство большого художника, который волею судьбы выражал себя и свое видение мира не в музыке, слове или живописи, а в ткани с помощью ножниц, иголки и наперстка.

Режиссеры Ян Бонот и Питер Эттедги, можно сказать, горы свернули, расположив к себе и заразив своей идеей множество людей, которые хорошо знали Александра МакКуина и согласились рассказать о нем весьма искренне и откровенно, а также предоставили доступ к домашним видеоархивам. Причем в большинстве своем это не звезды, окружавшие модельера в течение многих лет вроде Кейт Мосс, Бьорк, Леди Гаги или его именитых коллег и конкурентов. А люди, которые его действительно хорошо знали и любили, будь то старшая сестра Джанет, племянник Гэри, который вел его дела, личный помощник Себастьян Понс. Есть и редчайшие архивные видеоинтервью – мы видим его совсем негламурную маму, сидящую в скромной квартирке в лондонском Ист-Сайде (что-то типа нашего Купчина). Именно она посоветовала сыну попробовать устроиться на работу в престижное ателье на Сэвил-Роу, где обшивали самых могущественных и богатых мужчин мира, сказав: «Ты ведь ничего не теряешь. Откажут – так откажут. А вдруг получится?» Еще видим  его подругу – экстравагантную журналистку Изабеллу Блоу, которая, увидев первую коллекцию выпускника колледжа Сент-Мартинс с леденящим кровь названием «Джек Потрошитель», тут же влюбилась в бледно-розовый жакет с узором в виде колючей проволоки и в черное пальто на алой подкладке. «Было такое впечатление, что мы видим кровь, кровь, которая течет у нас всех под кожей», – говорит она с экрана, добавляя, что сразу позвонила в колледж Сент-Мартинс, попросив познакомить ее с этим невероятным студентом, «у которого одежда летает», а потом купила всю коллекцию.

Изабелле, ставшей для молодого кутюрье чем-то вроде крестной мамы, посвящена немалая часть фильма. Смерть Изабеллы в 2007 году стала ударом, который подкосил Александра. Он посвятил ее памяти коллекцию «Голубая дама».

Ему было всего 27 лет, когда позвонили от всесильного магната индустрии моды и роскоши Бернара Арно и предложили возглавить Модный дом Юбера де Живанши. Он согласился, хотя до этого называл традиционные, элегантные и женственные коллекции дома «кучей мусора». Первую коллекцию для Дома Живанши МакКуин создал за 25 дней. Белая, золотая, отсылающая к античности, она вовсе не была шокирующей.

Париж он так и не полюбил.

– Ну как вам Париж? – спрашивает его журналист, ожидая, вероятно, услышать дежурные комплименты в адрес великолепной столицы моды.

А он отвечает:

– У меня в Лондоне собаки. Я по ним скучаю.

Видит недоуменный взгляд журналиста и повторяет: «Скучаю. По собачке».

В 2001-м, устав мотаться между Парижем и Лондоном, устав подчиняться, он покидает Дом Живанши и сосредотачивается на работе под своей собственной маркой. Именно коллекции, фрагменты которых показаны в фильме, и есть то главное, ради чего стоит смотреть фильм, ведь далеко не у всех из нас была возможность ездить на показы в Париж и Лондон.

Великий Ив Сен-Лоран, отвечая однажды на вопрос, можно ли отнести моду к искусству, сказал: «Нет, не искусство, ремесло, своего рода художественная профессия. Искусство драматично, а в моде драмы нет».

Александр МакКуин опроверг это утверждение, привнеся в модные коллекции и драму, и сумрачный романтизм, а порой даже возводя их в ранг высокой трагедии. Он превратил скучноватые дефиле в концептуальные постановочные шоу, перформансы.

И многие шоу завершались катарсисом. Один из самых впечатляющих эпизодов фильма – финал коллекции «13», где стоящую на крутящемся подиуме модель Шалом Харлоу в пышном платье из белого тюля буквально расстреливают из баллончиков желтой и черной краской два робота, которые, искусно управляемые специалистом, тоже словно исполняют какой-то танец. И в результате союза человека и техники на белом тюле возникает завораживающая абстрактная картина в стиле Джексона Поллока.

Невозможно забыть и финал шоу 2006 года, когда над подиумом под музыку из фильма «Список Шиндлера» вдруг появляется голограмма Кейт Мосс в полный рост в развевающемся белом платье из органзы. Как прекрасное видение, призрак умершей красавицы, ангел, соткавшийся из воздуха и затем испарившийся без следа.

Своеобразным посланием миру стала его коллекция «Атлантида Платона». Модели со странными прическами, похожими на гребни, в платьях с принтами, напоминающими расцветку морских обитателей, балансировали в необычных туфлях-броненосцах, чудом сохраняя равновесие. Показ коллекции проходил на фоне гигантского экрана, на котором возникали картины бушующих вод, обитателей морских глубин. Это – жизнь после апокалипсиса, когда произошла катастрофа, что-то вроде всемирного потопа, но люди не погибли, а превратились в земноводных. Все-таки он давал человечеству шанс.

Свою последнюю коллекцию «Ангелы и демоны» Александр МакКуин не успел закончить. Ее показали уже после его смерти. Он покончил с собой спустя четыре дня после смерти его мамы, 11 февраля 2010 года, в своей лондонской квартире, оставив записку: «Простите, люблю, Ли».

Ли – было его первым, «домашним» именем. Вступить в мир моды под более звучным, вторым именем Александр ему когда-то посоветовала Изабелла Блоу.

О своих собаках, которых на момент смерти у него было три, он позаботился, оставив на их содержание 80 000 долларов.


Юрий ОБРАЗЦОВ, фото kinopoisk.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here