Через два года на полярной станции Бухта Тихая на Земле Франца-Иосифа откроется музей – самый северный музей в мире. Причем располагаться он будет в деревянном ангаре для самолетов постройки 1933 года.

Сейчас он не в самом лучшем состоянии, но уже начались реставрационные работы, в которых приняли участие специалисты из Петербурга. Это первый в России проект реставрационных работ в высокоширотной Арктике. А ангар вместе с комплексом других строений полярной станции признан выявленным объектом культурного наследия. А проект музея на очень-очень дальнем Севере – результат сотрудничества петербургского Арктического музейно-выставочного центра и Национального парка «Русская Арктика».

Земля Франца-Иосифа – легендарное место в Арктике. Как пояснил Павел Филин, замдиректора Арктического музейно-выставочного центра, советская полярная станция Бухта Тихая была организована знаменитым исследователем Отто Шмидтом в 1929 году – как важнейшая точка на пути трансполярных перелетов. А в 1933 году под общим руководством Ивана Папанина на станции был построен деревянный ангар для самолетов.

Станция просуществовала до 1960 года и в свое время была образцово-показательной. Достаточно сказать, что именно на ней стали впервые применять метеозонды. И в плане устройства жизни она тоже была на высоте: полярники для само­обеспечения здесь даже держали коров и свиней. И это там, на Севере, где и трава-то не растет. На станцию полярники приезжали семьями – и дети прямо здесь рождались. А пейзажи Бухты Тихой остались в культовых советских фильмах «Семеро смелых» и «Два капитана».

Сейчас здесь никто не живет, только в летнее время приезжают исследователи. Теперь к ним добавились и реставраторы.

– Было проведено обследование состояния ангара, тем более что среди специалистов из Петербурга есть архитектор-реставратор именно деревянных строений. Все подготовлено к тому, чтобы в следующем летнем сезоне крышу перекрыть, – мечтает Павел Филин.

А Александр Кирилов, директор Национального парка «Русская Арктика», уверен, что через два сезона ангар будет приведен в порядок.

Что же будет в музее, расположенном на краю земли?

В ангаре планируют поместить настоящий самолет Ш-2 («шаврушка») – первый советский самолет-амфибию конструкции Вадима Шаврова. Такие самолеты использовались в освоении Арктики, в том числе Земли Франца-Иосифа. Уже ведутся переговоры о закупке такого самолета. Он будет частично выполнен из «новодельных» деталей, частично из настоящих, в том числе установят родной двигатель от Ш-2. Самолет будет в рабочем состоянии, то есть на нем можно будет полетать.

Будет экспозиция, посвященная истории станции, быту полярников, покорению Северного полюса.

– Представьте, это будет культурно-просветительская площадка в Арктике, – замечает Александр Кирилов.

Есть еще один уникальный объект – механическая мастерская. С дизельным генератором, станками – и все в хорошем состоянии. Буквально – живая иллюстрация пятидесятых годов, своеобразная «капсула времени», законсервированная во льдах.

Кто же сможет посещать новый музей кроме самих полярников? Как рассказал Кирилов, интерес к морским путешествиям растет, причем не только к круизам в теплые тропики. Туристов всех континентов манит Северный полюс. А Бухта Тихая – одна из остановок на пути к нему. В прошлом году здесь побывали 1092 туриста. Самый большой интерес к этим весьма недешевым турам проявляют граждане Китая, на втором месте – американцы и швейцарцы.

Вопрос с размещением туристов на станции не рассматривается. Они будут жить на ледоколах, на станцию их доставят на экскурсию. Так что никакого урона экологии они не нанесут.


Фото Павла ФИЛИНА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here