Сегодня в Петербург пришло последнее в этом году круизное судно

Журналисту «Вечёрки» удалось побывать в пассажирском морском порту накануне завершения навигации, посмотреть на работу таможенного поста, из первых уст узнать об итогах морского сезона 2018 года.

Когда на намывных территориях Васильевского острова начали строить первый и единственный в Северо-Западном регионе специализированный пассажирский порт, скептики предрекали проекту неудачу. В то время на недавно отвоеванных у моря пространствах не было ни кустика, только ветер, как в пустыне, носил по свежему намыву песчаные смерчи. Какой порт? Какие туристы? Как и кто повезет их отсюда в центр города, а потом доставит обратно?

Задача казалась невыполнимой. Тем не менее уже через три года после начала строительства порт принял первое судно. Произошло это чуть более десяти лет назад – в сентябре 2008 года. С тех пор число судозаходов и, как следствие, пассажиропоток в порту постоянно росли.

– В этом году таможней было оформлено 372 круизных лайнера и 73 парома, – рассказал «Вечёрке» замначальника Шкиперского таможенного поста, в ведении которого находится морской пассажирский порт, Владимир Давыдов. – В общей сложности за прошедшую навигацию в порт прибыли около полутора миллионов пассажиров. Это немного больше прошлогодних показателей, а число судозаходов увеличилось на 23.

Видимое противоречие между, казалось бы, небольшим приростом числа туристов и солидным увеличением количества побывавших в Петербурге судов, объясняется просто. Каждый круизный лайнер вмещает в среднем три тысячи пассажиров. Теперь умножим это число на 23. В итоге не наберется и ста тысяч человек. На фоне полутора миллионов, такая прибавка действительно не выглядит очень большой. Хотя и каплей в море ее тоже не назовешь.

Последний лайнер в сезоне зашел в порт в гордом одиночестве. Однако комплекс на «Морском фасаде» одновременно может принять шесть судов. Еще два причала – на набережных Лейтенанта Шмидта и Английской. По словам таможенников, в этом году был случай, когда все места для швартовки были заполнены, – в Петербург пришли одновременно восемь лайнеров.

Еще один незабываемый для пассажирского порта момент в завершившейся навигации – прибытие в наш город самого большого круизного лайнера из тех, что когда-либо побывали в российских портах, – MSC Meraviglia водоизмещением более 171 тысячи тонн. Самый крупный лайнер в Европе с 5,5 тысячи пассажиров на борту завершил летнюю круизную программу заходом в порт Петербурга.

Как заявил Анджело Капурро, исполнительный директор MSC Cruises, которой принадлежит судно-гигант, лайнер в ходе круизных программ заходит в самые красивые города мира с богатой историей. Одним из таких городов стала Северная столица.

Порт – это не только ворота в город и страну, но и граница. Поэтому человеку постороннему попасть туда практически невозможно. Но нам удалось.

Единственным лайнером, ошвартовавшимся в пассажирском порту вчера, была AIDAmar, принадлежащая оператору AIDA Cruises. На резком и холодном, несмотря на бабье лето, ветру трепетал итальянский флаг. Надпись на корме гласила, что порт приписки судна – Генуя.

Чтобы попасть к автобусу, везущему на экскурсию по Петербургу, пассажирам приходится пройти сначала пограничный, а затем таможенный контроль. Нам, чтобы попасть на причал, предстояло двигаться в противоположном направлении. И если таможенную зону миновали без проблем, то при пересечении госграницы поблажек не было. Единственное – вместо загранпаспорта предстояло предъявить внутренний паспорт гражданина РФ с вложенным внутрь пропуском.

И вот мы на причале, а перед нами – громада круизного лайнера, уходящая, кажется, в бесконечность по трем направлениям: вверх, вправо и влево. Судно кажется огромным. Казалось бы, проверка 2,5 тысячи пассажиров этого плавучего города займет безумное количество времени. Однако, по словам представителей таможни, на все уходит не больше трех часов. Пассажиры выходят группами, чтобы не создавать больших очередей на паспортном контроле.

– С пассажирами проблем возникает мало, – рассказывает Владимир Давыдов. – Туристы сходят на берег менее чем на сутки, поэтому они идут налегке. Большинство – люди пожилого возраста. Так что редко кто нарушает таможенные правила. К тому же большинство наших инспекторов – люди с огромным опытом.

Тем не менее нарушения все же случаются. Недаром у спаниеля Тимати, который несет службу у одного из аппаратов для досмотра ручной клади, в этом году на счету три задержания. Он бодро обнюхивает выезжающие из аппарата сумки, но, не обнаружив ничего запретного, спокойно отходит и садится в стороне. К всеобщему удовлетворению, высадка проходит без нарушений.

Такая круговерть происходит в пассажирском порту каждый день с середины весны до поздней осени. Сегодня, когда последний круизный лайнер покинет гавань Петербурга, порт закроется до весны. Единственным пассажирским судном, которое продолжит курсировать, останется паром «Принцесса Анастасия», который швартуется у Морского вокзала. Большая навигация откроется весной. Когда? Во многом будет зависеть от ледовой обстановки. Как правило, дата открытия приходится на начало апреля.


Фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here