В поселке Мурино работает уникальный музей ретроавтомобилей

В десяти минутах езды от станции метро «Девяткино» за неприметным серым забором посетителей встречают старенькие «Чайки», ЗИЛы и Opel. Часть из них находятся в большом ангаре, но есть и те, что стоят на улице. Хозяин – актер и режиссер Сергей Овсянников – с грустью объясняет, что все помещение уже заставлено, поэтому некоторые экспонаты приходится держать под открытым небом. Каждую машину он знает буквально до винтика, так как восстанавливать их приходится самому в компании с еще парой добровольцев.

– Нельзя сказать, что я планировал собирать автомобили. Мой папа воевал, в честь его я хотел купить и отреставрировать три-четыре штуки. А потом настали 90-е годы, когда почти задаром отдавали настоящие раритеты. Мне звонили и просили спасти машины – мол, или ты их забираешь, или прямо сейчас пустят на металлолом. Частенько я приезжал на место, а там стоит автомобиль и рядом с ним бульдозер уже наготове. Я оправдывался: мол, нет у меня денег, я артист! В итоге отдавали по цене металла, но я все равно расплачивался по два года, – смеется Сергей.

Несмотря на то что хозяин старается заботиться о своих «подопечных», смотреть на легендарные машины грустно: петербургская погода не идет на пользу раритетам – на крышах облупилась краска, днище разъедает ржавчина. Некоторые авто стоят здесь уже много лет, хотя многие даже на ходу. Периодически экспонаты выезжают «в люди» – Сергея просят проехать колонной на 9 Мая или поучаствовать в реконструкции. Однако, как говорит хозяин музея, с каждым годом такие просьбы поступают все реже и реже, так как никто не хочет связываться со старинными автомобилями, которые могут внезапно встать на дороге.

Прогуливаясь по музею, можно заметить, что некоторые машины выглядят футуристично. Причина проста – какие-то экспонаты восстанавливаются по фотографиям, поэтому на историческую точность претендовать не могут. Так, например, в автопарке стоят три немецких броневика, облик которых пришлось воссоздавать, используя отчасти Интернет, отчасти собственное воображение. А некоторые машины становятся объектами фантазии самого Сергея и превращаются в причудливые изобретения. Удивительно, но именно такие автомобили особенно любят дети, которые гуляют здесь по три часа.

– Этот музей, пожалуй, единственный в своем роде, так как мы разрешаем нашим посетителям садиться в абсолютно любую машину, трогать все экспонаты руками, – продолжает Сергей.

После экскурсии на улице можно зайти в ангар, в котором собраны десятки раритетов. Здесь атмосфера уже совсем другая – новенькие блестящие машины стоят в три ряда – красная мотоколяс­ка «СЗА», австрийский Stayer, немецкий Adler, многочисленные Opel, советская «Победа»… Внутри ангара буквально живет прошлое – под потолком висят старинные велосипеды, старые плакаты. А рядом со стеной расположились мотоциклы – выходцы из разных стран.

– Когда ко мне попал английский Duglas 1914 года выпуска, похожий на тот, на котором ездил доктор Ватсон в «Шерлоке Холмсе», мы старались прицепить к нему коляску справа, как это было на советских мотоциклах, но она никак туда не подходила. Тогда я позвонил своему другу и пожаловался: мол, коляска какая-то «левая»! На что друг сквозь смех мне ответил: «Так она действительно левая, потому что крепится слева», – поясняет Сергей с улыбкой.

Пока будущее уникального музея туманно – участок, где он сейчас находится, выделила когда-то администрация, но он совсем маленький, и на его месте, по словам Сергея, собираются построить жилой комплекс. Значит, старинные автомобили, мотоциклы, велосипеды скоро могут оказаться в прямом и переносном смысле на улице. Конечно, историю сохранить непросто, как и найти новый участок и оказывать помощь музею. Но, глядя на горящие глаза маленьких посетителей, которые с удовольствием перебегают от одной машины к другой, и на ностальгическую улыбку их родителей, понимаешь: это того стоит.


Фото Сергея НИКОЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here