Голливуд сослал актера в Сибирь

В прошлом году весь Петербург поразился новости: к нам едет Киану Ривз! Актер довольно быстро отработал: погулял по Львиному мосту, снялся в Пулкове – и был таков. Сейчас наконец мы можем оценить, какому же фильму мы обязаны такой встречей.

Фильм режиссера Мэтью М. Росса, в котором сыграл Киану, в нашем прокате почему-то назвали «Профессионал» – видимо, что-то навеяло ассоциацию со старым фильмом с Бельмондо. Вообще в оригинале картина называется просто «Сибирь» – но это смутило прокатчиков какой-то откровенностью, что ли. Они, конечно, в чем-то правы: душераздирающие ноты Морриконе тут бы вполне пришлись кстати.

Судите сами. Герой Киану, торговец бриллиантами Лукас, ввязывается в неудачную сделку. Он пообещал бандиту Волкову дюжину голубых алмазов, а напарник с бриллиантами куда-то бесследно пропал. В поисках камней и товарища Киану прилетает сначала в Петербург, который еще как-то похож на себя (смурная погода, хорошие виды, главная достопримечательность – улица Рубинштейна, до десяти вечера ничего не происходит, в качестве входа в отель сняли, кажется, фасад Смольного со статуей Ленина). Карикатурный, но физиогномически очень достоверный Волков в золотых цепях говорит ему: «Красава». Киану становится понятно, что лучше разыскать бриллианты поскорей. Он забирается еще глубже, в самое обледенелое нутро России. То есть в поселок Мирный, где вроде бы и обретается коллега. В поселке имеется алмазный прииск, гостевой дом «Горыныч» и кафе «У Максимыча», где работает Катя (венгерская актриса Ана Улару), произведшая на Киану неизгладимое впечатление…

На зрителя к этому моменту фильм тоже уже успевает произвести впечатление. Хочется поставить крест на нем, как на низкобюджетном триллере, эксплуатирующем русский антураж, хихикнуть по поводу неразборчивости Киану в выборе ролей, да и успокоиться. Но не получается.

Киану Ривз во время визита в Петербург.

Нет, конечно, русские здесь пьют исключительно водку «Сибирская роса», целуются в обе щеки при встрече, а выглядят при этом как американские дальнобойщики в джинсовых куртках и кепках. Одного из них зовут Ефрем. Гостиница выглядит, как какая-то хипстерская изба, а «У Максимыча» подают оливки за 50 рублей. По радио играет «Поручик Голицын» Малинина. Киану в своем шикарном пальто не по погоде – дерется с местными, пьет с ними водку, идет на медведя, ест вареники и целуется с Катей. Все это, конечно, такой русский аттракцион. Но другие детали вдруг поражают. «Птичку жалко» – это из старого кино, сложно объяснить, это наши родители так говорили», – объясняют местные. Зачем это вообще здесь? Кто эту цитату вообще поймет, кроме русского зрителя?

Если в обычной клюкве Россия стала бы просто условно намеченным экзотическим фоном, сквозь который герои пробираются к своей «нормальной» жизни, то в «Профессионале» героя Киану с этой карусели внезапно не оказывается выхода.

И фильм, скорее всего неожиданно для себя и ненамеренно, оказывается не о медведях и бриллиантах, а трагикомедией о том, как иностранец приехал в Россию, да так здесь и остался, потому что Россия – это не страна, а экзистенциальное переживание. Об этом снимали и у нас: ближе всего к этому первые «Особенности национальной охоты» Александра Рогожкина. Может быть – «Формула любви» Марка Захарова. А вот чтоб об этом задумался иностранный режиссер…

Здесь все вперемешку: какие-то чудовищные по своей нелепости сцены сменяются, например, серьезными разговорами о ГУЛАГе; нарастание саспенса ничем не разрешается, а уходит в какой-то абсурдизм. «Профессионал» – это хороший плохой фильм. А их смотреть иногда интересней всего. Главное, что искренность из него не уходит – как искренне грустен Киану Ривз во всех своих проявлениях, в жизни и в ролях.

Точно так же искренне создатели фильма попытались разобраться, что такое Россия. И в принципе ведь правильно нащупали аналогию. Россия – край света, экстремум, экзистенциальное переживание, принявшее облик страны. Как говорит герой Киану, «в раю и в аду мы все будем говорить по-русски».

Или, как говаривал министр Победоносцев, это ледяная пустыня, по которой ходит лихой человек. Просто мы не знали раньше, что этот лихой человек – Киану Ривз. А теперь благодаря фильму можем сказать вместе с ним и с Пушкиным: «Боже, как грустна наша Россия!»


Фото KINOPOISK.RU, Игоря ОСОЧНИКОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here