Петербургские школьники готовятся к международному состязанию по робототехнике

Завтра в Петербург приедут «Аланский барсик», «София Прекрасная», «Шайтан машина», «Юный цифровой мечтатель» и сотни других необычных роботов, собранных руками школьников и студентов из разных стран. В Северной столице 6 и 7 октября пройдет Международный фестиваль робототехники «РобоФинист». В преддверии состязания корреспондент «Вечёрки» отправилась в Городской центр образовательной робототехники, открытый на базе президентского физико-математического лицея № 239, и узнала, почему обращаться с киберсуществами должен уметь каждый современный ребенок.

Оно ходит

Мальчик лет двенадцати крутит в руках блестящий CD-диск, к которому снизу приклеены две головки от старых зубных щеток. С помощью изоленты он приматывает к конструкции батарейку, потом берет в руки паяльник и очень аккуратно что-то припаивает. Рабочее место школьника напоминает стол профессионального монтажника печатных плат: паяльная станция, вытяжка и расплывшиеся лужицы канифоли. Только вот детали для будущего виброробота, который будет передвигаться с помощью вибрации, подручные – такое задание ему дали в лаборатории радиоэлектроники.

На соседнем столе сидит «блоха» – крошечный робот-сумоист, призванный выталкивать своих врагов за пределы круглой арены. Тут же из коробки выползает шестиногий сине-зеленый паук, которого, как рассказывает руководитель лаборатории Павел Романько, автор назвал очень оригинально: «оно ходит». Сегодня центр робототехники принимает каждый год более пятисот детей, которые занимаются по 25 направлениям: 3D-моделирование, инженерное проектирование, работа с квадрокоптерами, есть даже футбол автономных роботов.

– Это мы, взрослые, понимаем, что здание, где мы сейчас находимся, стоит благодаря математике, – говорит один из преподавателей гимназии Роман Лучин. – Детям нужно объяснять, как работает наука, совершенно по-другому. Если ребенок любит роботов, его можно спросить: на сколько градусов нужно повернуть колесо, чтобы робот проехал один метр? Если биологию – предложить собрать «умную» теплицу, где полив растений будет проходить в автоматическом режиме. Именно для этого и появились робототехнические наборы.

Трюки с ТРИКом

«Твори, Роботизируй, Изучай, Конструируй» – такое послание зашифровано в названии набора для создания роботов, который еще в 2012 году разработали Роман Лучин и его коллеги с математико-механического факультета
СПбГУ. Тогда преподаватели поняли: студентам-математикам нужно дать какой-то инструмент, который позволит им видеть, как в реальности работают формулы и вычисления.

Оказалось, что идея подходит и школьникам. Так на свет появился ТРИК – робототехнический контроллер и набор готовых компонентов (колес, датчиков, моторов, винтов), который позволяет даже младшекласснику собирать роботов, умеющих «видеть» и «слышать». Что интересно, в качестве стандарта для
ТРИКа стал советский металлический конструктор – он прочный, к тому же недостающие детали всегда можно купить в соседнем магазине.

– Отстань! Отстань, говорю! – Павел Романько отскакивает от железной машинки, которая неожиданно съехала с поля и стала наезжать на преподавателя.

– Это все из-за ваших темных ботинок, – объясняет Роман.

Шустрый робот, собранный на базе ТРИКа, уже в ближайшие выходные отправится на соревнование по робототехнике, чтобы принять участие в испытании «Линия-профи». Задача железного спортсмена – максимально быстро добраться до финиша по линии, состоящей из черточек и кружочков, ведь в реальной жизни, объясняет Роман, вряд ли можно нарисовать такую линию, которую никто не сотрет.

С помощью камеры машина видит сразу несколько темных отрезков и может выстраивать траекторию. Темные ботинки сбивают робота с толку, но это легко исправить, если, к примеру, запрограммировать движение по кружкам другого цвета. Для этого есть специальная среда – TRIK Studio, где начинающие робототехники задают команды железным машинам, выбирая готовые функции (например, включить камеру), а школьники постарше используют уже серьезные языки программирования: JavaScript или Python.

Бок о бок с роботами

На столе одного из учебных классов сидит метровая кукла с разноцветными волосами: ее губы вырезаны из красного картона, а локти сконструированы при помощи специалистов Института робототехники и технической кибернетики. «Гретту» собрала команда восьмиклассниц, она умеет играть в ладоши и несколько лет назад становилась победительницей международного соревнования по робототехнике.

Про детские проекты преподаватели центра могут рассказывать часами: роботы для мытья скульптур в Летнем саду, судно на воздушной подушке для поиска горящих торфяников, автоматическая система для парковки автомобилей, робот «старший брат» для управления десятками других машин – все это придумывают, конструируют и программируют обычные школьники.

– Большинство из них не пойдут в IT, – объясняет Роман. – Многие захотят стать юристами, художниками или кем-то еще, но техника неизбежно будет все больше входить в их жизнь. Даже дворник будущего должен будет уметь справляться не только с метлой, но и с робототехническим устройством для уборки. Сегодня человек, не владеющий компьютером, считается почти безграмотным, поэтому уже очень скоро нам всем придется научиться работать с новыми техническими устройствами.


Полина ОГОРОДНИКОВА, фото Алексея ЛОЩИЛОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here