Сегодня Центральный музей железнодорожного транспорта России отмечает 205 лет со дня основания и в свой юбилей дарит посетителям необычную выставку – «Дары музею». Корреспонденты «Вечёрки» первыми побывали на экспозиции.

В уютной зале за стеклом разместились невероятные раритеты – коллекция подарков, преподнесенных музею за два века. Это предметы фонда документов и изобразительного искусства, фонда фотографий, коллекция поздравительных адресов, выполненных в мастерских известных русских ювелиров, уникальные макеты инженерных сооружений и машин. Все это бережно сохранялось на протяжении столетий, чтобы рассказать историю судеб людей, чья жизнь была неотрывно связана с железной дорогой.

Перед нами макет дымовой трубы американского паровоза, небольшой, сантиметров тридцать в высоту. Выполнен хоть и грубовато, но очень подробно: стоишь и всматриваешься во все эти клепки. И кстати, сделан он из серебра, имеется и клеймо – 84-я проба.

– За этой моделью хитросплетения судеб сразу трех человек! – рассказывает Наталья Колташова, заведующая научно-исследовательским отделом фондов музея. – Эта американская труба с искроулавливателем была выполнена на Александровском механическом заводе в 1858 году и стала даром главноуправляющему путями сообщения Константину Владимировичу Чевкину от концессионеров Александровского завода Томаса Умайнинса, Джозефа Гаррисона и Эндрю Иствика. Подчеркивается, что дар вручается для передачи в музей Института Корпуса инженеров путей сообщения. 

Отметим, что до определенного момента своих локомотивов в России не было, и американские инженеры были приглашены государством для перепрофилирования Александровского чугунолитейного завода, что позволило бы строить собственные паровозы. Первый контракт с концессионерами был заключен на шесть лет, затем его продлевали дважды.

– Инженеры вернулись в Америку очень богатыми людьми, да еще и не с пустыми руками, – продолжает рассказ Наталья Юрьевна. – С собой они увезли четырех львов, отлитых на Александровском механическом. Обликом своим львы полностью повторяют знаменитых петербургских львов с лапой на шаре. Известно, что два из них до сих пор целы: установлены перед входом в зоопарк Балтимора.

Вот монументального вида настольный чернильный прибор инженера путей сообщения руководителя механической лаборатории Института инженеров путей сообщения Николая Белелюбского. На лицевой части его значится: «От русской цементной промышленности».

– Николай Аполлонович – мостостроитель, по его проекту построены все мосты, перекинутые через все великие реки Транссиба! – воодушевленно рассказывает заведующая фондами.

И этот экспонат с историей. Дело в том, что в России очень долго не было своего цемента, завозили английский.

– Именно Белелюбский в своей лаборатории работал над формулой отечественного цемента, и благодаря его трудам в 1881 году Министерство путей сообщения объявило, что закупки английского цемента прекращаются, ведь у нас теперь есть свой собственный качественный строительный материал.

Описанные подарки музею – всего лишь капля в море по сравнению с тем, что можно будет увидеть на выставке. Вещи это особые, ведь они являются памятником и самим дарителям, рассказывая невероятные истории судеб.


Фото Сергея НИКОЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here