Как аварийно-восстановительная служба «Горэлектротранса» каждый день спасает сломанные трамваи

–Ну что, как обычно, на трамвае? – смеется подруга на выходе из подземки. Еще совсем недавно трамвай № 100, курсирующий между двумя станциями метро – «Гражданский проспект» и «Проспект Просвещения», – был для меня практически самым необходимым транспортом в городе. Он, почти как поезд в подземке, ходит с частотой в пару минут, довозит до места быстро и без пробок. И все бы ничего, если бы не еще одна схожесть с метро – если сломается один трамвай, встанет вся «ветка» в этом направлении.

Несмотря на то что подвижной состав на этом маршруте почти полностью заменили новенькими ярко-красными «Витязями», трамвайный коллапс из-за выхода из строя одного из них все же случается здесь раз в пару месяцев. Причины могут быть совершенно разными – заклинило «тележку», на которую крепятся колеса, или же машина и вовсе сошла с рельсов. В любом случае «раненый» трамвай необходимо убрать с пути и отбуксировать в парк. На помощь в таком случае приходят специалисты аварийно-восстановительной службы (АВС) «Горэлектротранса», которые, как скорая помощь, во весь опор мчатся к месту происшествия.

– Когда аварийная бригада приезжает, специалисты расставляют дорожные знаки, указывающие на проведение работ, чтобы обезопасить место от проезжающих машин. После этого, например, в случае заклиненной «тележки», машину АВС подгоняют ближе к трамваю, рабочие снимают передний бампер, устанавливаются специальные устройства. К ним подсоединяется гидроподъемник, вагон поднимается, а в это время под пострадавшие колеса загоняют временные аварийные тележки. После этого бригада ожидает вагон-буксир, который и отвезет пострадавший трамвай в парк, – рассказывает пресс-секретарь «Гор­электротранса» Святослав Новиков.

Такие бригады «трамвайной скорой» расположены в восьми районах города. Если раньше специалисты АВС передвигались на стареньких ЗИЛах, то теперь в их распоряжение поступают современные и оснащенные по последнему слову техники КамАЗы с изображением синего носорога на борту. Этот зверь неспроста стал символом АВС – работники «трамвайной скорой» отмечают, что он чем-то похож на гидроподъемник, установленный в машине, который выполняет самую тяжелую работу – поднимает трамвай весом 19 тонн.

Все действия бригады, когда она приезжает на вызов, расписаны по секундам. По нормативам у специалистов есть 16 минут, чтобы подготовить сломанный трамвай к буксировке. На конкурсах профессионального мастерства лучшие бригады справляются и за половину этого времени. Однако в городе условия далеки от идеальных: другие транспортные средства или сами горожане нередко неосознанно мешают специалистам. Как говорят сами сотрудники, самое сложное – это быстро прибыть на место аварии. Пробки, водители, которые отказываются пропускать машину АВС, становятся причиной длительных заторов на трамвайной линии, ведь прождать аварийную бригаду порой можно целый час.

– В 2008 году у нас «отобрали» сирены. Теперь мы можем пользоваться только проблесковыми маячками, и если машины скорой помощи, полиции и пожарной службы худо-бедно пропускают, то нас – совсем редко. Однако надо признаться, что с каждым годом все больше водителей все-таки осознают, что не пропустить аварийку – это значит не уважать своих же сограждан, ведь трамваи перевозят огромное количество пассажиров, а когда они ломаются, возникает настоящий коллапс, – делится слесарь по ремонту подвижного состава Александр Савельев.

Поломки происходят по самым разным причинам. Тут и действия погодных условий, и действия водителей других транспортных средств и пешеходов. Так, например, один из самых сложных случаев – сход машины с рельсов может произойти из-за удара в бок влетевшей в него легковушки. Но иногда, как и любая техника, трамваи выходят из строя сами по себе. Конечно, старые вагоны ломаются чаще, чем новые и современные, но зато, как объясняет начальник АВС Сергей Торопов, с последними работать сложнее из-за большого количества электроники.

При поломке трамвая страдают в первую очередь пассажиры, которые застряли посреди пути из пункта «А» в пункт «Б» и уже успели оплатить проезд. Некоторые начинают возмущаться и требовать возврата денег у кондуктора. Но, как рассказывают в пресс-службе «Горэлектротранса», он не вправе вернуть деньги и забрать обратно билет, так как финансовая операция уже состоялась, а каждый билет – это уникальный «документ». Возврат своих кровных можно осуществить в течение пятнадцати дней после происшествия, подав письменное заявление в «Горэлектротранс» и прикрепив разовый билет или документы, подтверждающие оплату проезда по электронному билету. Если возврат денег согласуют, то забрать их можно будет в офисе предприятия или получить перевод на банковскую карту.

Петербургский трамвай – это незаменимый транспорт, который тысячи раз выручал горожан по самым разным причинам – закрыли станцию метро или начался ремонт ближайшей улицы, и автобусы с троллейбусами встали в «мертвые» пробки. Можно сказать, что трамвай – это целый живой организм. И, как  любой организм, он иногда «болеет». И тогда ему нужна помощь не только специалистов «трамвайной скорой», но и нас, горожан, которым стоит иногда проявить терпение и уважение к этому ставшему легендарным для города виду транспорта.


Фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here