Как и чему будут учить юных алмазовцев

ФГБУ «НМИЦ имени В. А. Алмазова» Минздрава России давно обучает ординаторов и аспирантов, а специалисты со всей страны и из-за рубежа стремятся пройти повышение квалификации именно здесь, однако первокурсников центр принял впервые.

Отгремела торжественная церемония, Центр Алмазова выдал будущим врачам студенческие билеты и белые халаты. Что же дальше? Каким будет шестилетний учебный процесс?

Корреспонденты «Вечёрки» отправились непосредственно туда, где студенты-алмазовцы уже приступили к занятиям, – в один из мощнейших центров экспериментальной медицины: Центр доклинических и трансляционных исследований (ЦДТИ).

Аудитории, лаборатории

Из 490 абитуриентов, подавших заявление, клятву первокурсника произнесли всего 75 юношей и девушек, прибывших из 24 регионов РФ. С конкурсом шесть-семь человек на место это была настоящая битва.

Пока абитуриенты писали ЕГЭ, Центр Алмазова готовился к их встрече: для ребят подготовили 19 новых учебных аудиторий, ряд учебных лабораторий по биохимии, физиологии и медицинской физике. Более того, было закуплено симуляционное оборудование для получения различных профессиональных навыков – начиная с оказания первой помощи, выполнения инъекций, катетеризации и проведения сердечно-легочной реанимации до принятия родов и оказания других видов специализированной медицинской помощи. И кстати, каждый студент обеспечен планшетом для доступа к электронной информационно-образовательной среде центра. Важно также отметить, что в рамках программы реализовано взаимодействие с ведущими вузами Петербурга – это и Политехнический университет, и ЛЭТИ, ИТМО, и Университет имени Лесгафта, Химфарм­академия и другие.

Мир высоких технологий

Открывшийся меньше года назад центр представляет собой огромный производственный объект Института экспериментальной медицины Центра Алмазова. За его стенами из стекла и бетона, в ультрасовременных лабораториях создают и испытывают новые лекарственные препараты, разрабатывают и тестируют новые методики хирургических вмешательств.

Студенты будут учиться именно здесь, на стыке науки и практики.

– Технология искусственных органов быстро преодолеет этические и технологические барьеры, – доносится голос лектора из зала.

На экране – «умные» протезы, искусственное сердце. Все это кажется научной фантастикой. И пусть это только ознакомительная лекция, первокурсники ловят каждое слово.

…Запутаться в коридорах и переходах ЦДТИ довольно просто, поэтому, дабы первокурсники привыкали к расположению блоков, нас отправили пешком по лестницам. Шорох шагов, разговоры вполголоса, в воздухе искрится радостное предвкушение чего-то нового, необычного.

Осмотр начинаем с анатомического блока, расположившегося на четвертом этаже. В рамках изучения анатомии человека занятия будут проводиться с использованием анатомических препаратов, в том числе изготовленных по методике полимерного бальзамирования.

На третьем этаже учебных аудиторий уже больше – здесь будут преподавать биохимию, генетику, физиологию и другие дисциплины.

Поражает то, что, выйдя из обычной лекционной комнаты, тут же попадаешь в мир высоких технологий: они кроются буквально за соседней дверью. Например, рядом с одной из «учебок» – лаборатория, где происходит подготовка препаратов и всевозможных субстанций. Звучит довольно просто, но здесь установлен цифровой интерференционный микроскоп российского производства.

Мне, конечно, это ни о чем не говорит, но зато аппарат выглядит фантастически.

– Этот микроскоп очень важен и по разрешающим способностям – один из лучших в мире из оптических, – рассказывает Марина Васютина, ветеринарный врач вивария, ассистент лечебного факультета Института медицинского образования. – Он отлично снимает клетки крови, на нем можно смотреть наночастицы. Да, микроскоп требует аккуратного обращения, но тех, кому интересно данное направление, научат с ним работать.

Понятное дело, на первых порах ребята самостоятельно с дорогой аппаратурой ничего делать не будут, а вот в учебной лаборатории физиологии и биохимии, расположившейся за стеной, – пожалуйста! Занятия в ней, как и вся практика, будут проводиться малыми группами – по пять человек максимум, что позволит выработать индивидуальный подход к каждому студенту.

Микроскопов много не бывает

Ловлю себя на мысли, что перестал считать этажи. Да и заболтался – студенты, вместе с которыми мы шагаем по лестницам, один интереснее другого, и каждый с огоньком, с блеском в глазах. Кто-то из «медицинской» семьи, а кто-то просто мечтал стать врачом с детства. Но, так или иначе, каждый видит в происходящем исполнение своей мечты.

Интересна история Натальи – она поступила в вуз не после школы, как многие, а после медтехникума, где обучалась по специальности «сестринское дело».

– Нас учили очень традиционно, по схеме «пришел – назначил – ушел», – рассказывает моя собеседница. – Здесь же врача показывают иначе: это думающий, анализирующий человек. Что до технических средств, то, проходя практику в больницах, я подобного и не видела.

На втором этаже мы попадаем в отделение патоморфологии. Здесь нас встречает доктор медицинских наук профессор Всеволод Цинзерлинг. Будучи замечательным рассказчиком, профессор тут же завладевает вниманием студентов и демонстрирует устройство довольно редкое – многоголовый микроскоп.

Идея аппарата проста: с одного «командного» микроскопа, на стекле которого размещается препарат, изображение «раздается» на девять пар окуляров. Более того, данный микроскоп позволяет ставить электронные метки на изображении, акцентируя внимание на том или ином участке препарата.

– С его помощью можно проводить исследовательскую и диагностическую работу, при этом обсуждая что-то коллегиально. Также он отлично подходит и для учебных целей, – рассказывает профессор. – Прибор этот – относительно редкий, в городе их всего несколько штук, в мире – несколько сотен, но в учебном процессе не используется ни один.

Между тем я продолжаю убеждаться: здесь за каждой дверью кроется что-то новое и необычное. Например, на базе НИО патоморфологии организован музей «для служебного пользования»: по стенам – вереница емкостей, в растворе плавают всевозможные органы и их срезы, пораженные той или иной патологией.

– Такой наглядный материал очень важен для процесса обучения, – поясняет Марина Львовна. – Студентам важно видеть патологию, а не только стандарты. Здесь много препаратов мозга – представлены и опухоли, и сосудистые патологии. Но присутствуют и другие образцы.

На этом, однако, наше путешествие не заканчивается: мы направляемся на первый этаж, в экспериментальную операционную.

Исследования

Операционная оборудована на высочайшем уровне: здесь и аппаратура для проведения анестезиологического пособия, и для искусственной вентиляции легких, и для анализа газов крови, для исследования всех параметров гемодинамики.

Стены помещения и смотровое окно выполнены с защитой от рентгеновского излучения: здесь установлен рентгенографический аппарат «С-Дуга». Прибор этот довольно интересный, ведь он позволяет обеспечить максимально качественную визуализацию исследуемых органов во время вмешательств, проводить постоянную импульсную рентгеноскопию в условиях операционной.

– Совсем недавно здесь проводили исследования на свиньях, связанные с гемостазом и методами остановки кровотечений, также проводились трансплантологические исследования, заключавшиеся в пересадке участка сосудов, а также бариатрические операции, – рассказывает Марина Львовна.

Помимо всего прочего, в операционной установлена серьезная видеосистема, позволяющая выводить на экран операционное поле, например, за происходящим можно наблюдать из лекционного зала.

– По сути, операционная эта – учебная, – объясняет специалист. – Например, определенные виды операций, которые невозможно воспроизвести на компьютерном симуляторе, студенты смогут проводить сначала здесь.

Путь к успеху

Пожалуй, интересней всего увиденного может быть только то, что ребята окунутся в реальную меддеятельность совсем скоро. Правда, начнут они с азов.

– В формате нашего обу­чения предусмотрен ранний выход в клинику, общение с коллегами и пациентами, – рассказывает Галина Кухарчик, декан лечебного факультета Института медицинского образования Центра Алмазова. – Уже на первом курсе, со второго семестра, начнется обучение сестринскому делу.

Будущие врачи сначала научатся ухаживать за больными, работать в палате, в процедурном кабинете, операционной.

– Эти навыки и общение с пациентами помогут заложить правильную основу дальнейшей деятельности, – подчеркивает Галина Александровна. – Чрезвычайно важно, что, изучив теорию, студенты смогут тут же увидеть, как это применяется в реальной практике, как работает то или иное оборудование, как ведут себя клетки, ткани. И параллельно овладеть современными инновационными медицинскими технологиями.

Под руководством преподавателей студенты смогут активно участвовать в научно-исследовательской работе. На первых этапах это может быть наблюдение за объектом, фиксация данных, математическая обработка полученных результатов.

– Каждым студентом может быть выбрана своя образовательная траектория, что предусмотрено программой обучения. В Центре Алмазова реализована школа наставничества. Ими станут профессора, которые занимаются современными исследованиями, ведут постоянную клиническую практику, – отмечает декан. – Все будет реализовано поэтапно. На старших же курсах, имея определенный опыт, они продолжат совершенствовать свои навыки, чтобы стать врачами нового поколения – врачами будущего.


Фото Сергея НИКОЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here