В Северной столице люди перемещаются из бизнес-центров в коворкинги

Коворкинг – это арендуемое место для работы специалистов совершенно разного профиля. Их объединяет то, что они не привязаны к какому-либо месту и могут работать из любой точки мира. Все, что им нужно, – компьютер, доступ в Интернет и рабочая атмосфера. За последним многие и идут в коворкинги.

Целое искусство

– Люди приходят к нам, чтобы проводить деловые встречи или просто поработать, – рассказывает директор по маркетингу одного из коворкингов Оксана Ольшевская. – Домой коллег или партнеров не позовешь. Здесь же арендовал место – и проводишь консультации или переговоры. В кафе столько времени за работой не проведешь – не те ощущения, не хватает комфорта, атмосферы. В коворкинге у вас есть свое рабочее место, но при этом все располагает к общению с другими резидентами. Некоторые команды складываются уже непосредственно здесь, на месте.

Первый в мире коворкинг был открыт в США в 2005 году. Одному программисту надоело сидеть в кафе, и он открыл пространство «для своих». Тенденция быстро добралась до Европы. Сейчас там придумывают огромное количество форматов и создают узкопрофильные рабочие пространства, например, коворкинги только для дизайнеров или только для женщин.

В России первый коворкинг появился, как ни странно, в Екатеринбурге. На дворе шел 2008 год – тогда публичные рабочие пространства оформляли максимально просто: столы, стулья, личные шкафчики. Теперь в каждом крупном городе не обходится без подобного рода заведений. В отличие от Европы у нас узкоспециальные коворкинги пока не очень популярны – сейчас совместно работают люди из совершенно разных областей. Но это не значит, что все коворкинги похожи друг на друга.

– На первый взгляд, это совершенно неважно для работы, – рассуждает Ольшевская. – Но, поработав в такой атмосфере, многие признаются, что не могут представить себе другое рабочее место. Например, мы отличаемся авторским дизайном – в каждом пространстве представлены арт-объекты и картины современных российских художников, чтобы создать неповторимую атмосферу.

Для молодых и серьезных

Современный коворкинг – это, как правило, несколько помещений. Места попроще ограничиваются наличием так называемого open space (рабочие пространства, где все люди находятся рядом друг с другом без стен и перегородок). Некоторые же идут дальше – оснащают конференц-залы для лекций, оборудуют переговорные. Есть места, где компания может снять отдельное помещение конкретно под себя. Где-то резиденты работают, сидя на ортопедических стульях, двери открываются электронным ключом. Там есть кухня, туалеты, душевая, холодильники и посудомойка, есть даже возможность остаться работать на ночь.

Чтобы попасть в пространство, необходимо приобрести абонемент. Средняя стоимость дневного абонемента в петербургский коворкинг – 1000 рублей. Сюда, кстати говоря, включены все удобства, например, горячие напитки. В этом отношении выгоднее брать месячный абонемент – он выходит около 8000 – 12 000 рублей. В Москве же средняя стоимость месячного абонемента в коворкинг обойдется вам от 30 тысяч до 60 тысяч рублей.

– Не сказать, что в Петербурге это какой-то быстрорастущий бизнес, – полагает Ольшевская. – Для нас важнее новый подход к организации рабочего пространства, за этим будущее. Мы не просто сдаем рабочие места в аренду – мы объединяем деловых людей в сообщества, даем им возможность общаться, обмениваться идеями, развивать свои проекты – и при этом не переплачивать за лишние квадратные метры, как это происходит в обычных бизнес-центрах.

Аудитория коворкингов – молодые предприниматели и фрилансеры от 25 до 35 лет. Тенденция заключается в том, что в коворкинги перемещаются группы молодых предпринимателей, которые уже добились успеха и продолжают развивать готовые проекты. Иными словами, контингент молодой, но самодостаточный и серьезный.

Несмотря на, казалось бы, не самую низкую стоимость абонемента, коворкинги хорошо заполняются – так, в некоторых иногда появляется лист ожидания, потому что все рабочие места заняты.

История не про аренду

Как правило, владельцы коворкингов используют два способа организации пространства. Первый – полностью выкупить помещение и забрать его в собственность, чтобы делать с ним, по сути, что угодно. Второй – арендовать помещения. Само собой в последнем случае вместо авторского дизайна в лучшем варианте возможен косметический ремонт, но атмосфера все равно своеобразная. В этом отношении есть существенное отличие от офисов.

– Офисы предпочитают люди старшего поколения, им понятнее аренда в квадратных метрах, – считает Ольшевская. – Но в бизнес-центрах не такие гибкие условия, они предоставляют минимум услуг и заключают долгосрочные контракты на большие суммы, что бывает крайне неудобно. В самих помещениях – стандартный набор мебели. Поэтому про конкуренцию речь не идет. Коворкинг – это история не про аренду площадей, а про объединение людей и их развитие.


Никита ЩЕРБАКОВ, фото Оксаны ОЛЬШЕВСКОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here