Летопись русской революции: так было сто лет назад

Захватив государственную власть в России, большевики стремились в первую очередь установить свою монопольную однопартийную диктатуру. Вместе с тем они понимали, что сделать это без налаживания спокойной общественной жизни нельзя. Ленинская команда должна была прежде всего навести порядок в самой близкой народу области – экономической. Поначалу большевики делали это с помощью пресловутой «красногвардейской атаки на капитал». По принципу «отнять и поделить». Но вечно продолжаться так не могло.

От слов к делу

В своей статье «Очередные задачи советской власти», вышедшей из-под пера Ленина в апреле 1918-го, через полгода после Октябрьского переворота, коммунистический лидер писал о трех ключевых задачах, стоявших тогда перед РКП(б). В качестве первой из них он назвал необходимость убедить большинство народа в правильности партийной программы и тактики, добавив, что эта цель в главном достигнута.

Второй задачей, по словам Ленина, было «завоевание политической власти и подавление сопротивления эксплуататоров». И данный вопрос, заявлял вождь победителей, уже решен «в период с 25 сентября 1917-го до (приблизительно) февраля 1918-го». Третьей же проблемой стала организация четкого управления Россией. Разумеется, уточнял Ильич, большевики ставили и решали эту задачу уже на другой день после 25 октября, однако из-за открытого сопротивления враждебных классов данная управленческая задача не могла быть центральной. Но весной 1918-го она обрела такой характер.

«Мы, партия большевиков, – патетически восклицал кремлевский мечтатель, как окрестил его на страницах книги «Россия во мгле» английский беллетрист Герберт Уэллс, – Россию убедили. Мы Россию отвоевали – у богатых для бедных, у эксплуататоров для трудящихся. Мы должны теперь Россией управлять. И все своеобразие переживаемого момента, вся трудность состоит в том, чтобы понять особенности перехода от главной задачи убеждения народа и военного подавления эксплуататоров к главной задаче управления…»

«Это, – продолжил свои размышления Ильич, – самая трудная задача, ибо дело идет об организации по-новому самых глубоких, экономических, основ жизни десятков и десятков миллионов людей. И это самая благодарная задача, ибо лишь после ее решения (в главных и основных чертах) можно будет сказать, что Россия стала не только советской, но и социалистической республикой».

А успешное управление – и Ленин это отлично сознавал – неотделимо от динамичного экономического развития, от структур, это развитие направляющих и опекающих. Новый режим взялся за дело всерьез, фундаментально. 1 (14) декабря 1917 года декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета был создан Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ). Созданное по воле партии ведомство «приквартировывалось» к правительству (Совнаркому) и наделялось солидными административно-экономическими полномочиями.

Трудовые будни революции

Высший Совет народного хозяйства должен был заниматься, по смыслу утвержденного декрета, организацией хозяйственной системы и государственных финансов. Ради таких целей ему поручалось разрабатывать общие нормы и план по регулированию экономической жизни страны, согласовывать и объединять деятельность центральных и местных регулирующих учреждений (совещаний по топливу, металлу, транспорту, Центрального продовольственного комитета и других подобных звеньев), соответствующих народных комиссариатов (торговли и промышленности, продовольствия, земледелия, финансов и даже военно-морского), Всероссийского Совета рабочего контроля, а равно аналогичную деятельность фабрично-заводских и профессиональных ячеек рабочего класса.

Столь значительные функции дополнялись естественными в таком случае правами. ВСНХ мог конфисковывать, реквизировать, секвестрировать (запрещать или ограничивать пользование каким-либо имуществом), принудительно синдицировать (объединять) различные отрасли промышленности и торговли и проводить прочие целесообразные мероприятия в области производства, распределения и государственных финансов. Все существовавшие в тот момент профильные «единицы» безоговорочно подчинялись ВСНХ, коему разрешалось, по необходимости, реформировать их.

Любопытной была методика, по которой происходило складывание самого ВСНХ. Он образовывался из трех кадровых источников – из Всероссийского Совета рабочего контроля (созданного за месяц до рождения Высшего Совета народного хозяйства, в ноябре 1917-го), из представителей всех народных комиссариатов (тогдашних министерств) и из «сведущих лиц, приглашаемых с совещательным голосом». Стало быть, без буржуазных специалистов ленинская группировка не могла обойтись даже в пылу красногвардейской атаки на капитал.

ВСНХ организационно разбивался на секции и отделы (по топливу, металлу, финансам, армейской демобилизации). Избиралось также Бюро в составе 15 человек для координации текущей работы и скорого решения неотложных задач. Следует отметить роль ВСНХ как своего рода «коренника» всей экономической сферы: его отделы, согласно пунктам декабрьского декрета, не только обязывались регулировать конкретные отрасли народнохозяйственной жизни, но равным образом подготавливали «точечные» действия подчиненных Высшему Совету народных комиссариатов. Более того, декрет диктовал, что «все законопроекты и крупные мероприятия, имеющие отношение к регулированию народного хозяйства в целом, вносятся в Совнарком через ВСНХ». То есть отдельные отраслевые ведомства сами по себе не допускались к составлению законодательных инициатив, а делегировали такое право Высшему Совету народного хозяйства.

ВСНХ командовал парадом как в Москве и Петрограде, так и в провинции. Ему вменялось объединять и направлять работу всех местных экономических структур Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, включавших в себя органы рабочего контроля, а также деятельность местных комиссариатов труда, торговли, промышленности и продовольствия. При отсутствии указанных структур ВСНХ был вправе образовывать подчиненные ему периферийные ячейки. Экономические отделы местных Советов объявлялись провинциальными филиалами ВСНХ, а все его постановления были строго обязательны для их сотрудников. В России вводилась экономическая суперцентрализация, ставшая законом для эпохи военного коммунизма, а затем – для развернутого после благодатно-либеральных времен нэпа строительства социалистического и коммунистического общества. Строительства, продолжавшегося вплоть до горбачевской перестройки. Разумеется, ВСНХ к тому сроку уже исчез. Однако просуществовал он довольно долго – целых полтора десятка лет, до начала 1930-х годов.

Неизбежная ступень

В июле 1918-го, когда V съезд Советов одобрил Конституцию РСФСР, Высший Совет народного хозяйства был поименован в конституционных статьях среди 18 народных комиссариатов, подчиненных правительству (Совнаркому), что еще более повысило его статус. А через месяц, 8 августа, Совнарком утвердил специальное Положение о ВСНХ. Эта официальная «бумага» объявила ВСНХ экономическим отделом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов (ВЦИК), ответственным по всем вопросам перед ВЦИКом и правительством (Совнаркомом). Далее сообщалось, что ВСНХ «регулирует и организует все производство и распределение и управляет всеми предприятиями Республики».

Для закрепления таких норм Положение вводило правило, устанавливавшее жесткую финансовую дисциплину в самых разных ведомствах и на самых разных уровнях. «Все сметы государственного бюджета предварительно рассматриваются в Высшем Совете народного хозяйства и с его заключением вносятся в Совет народных комиссаров. Финансирование всех отраслей народного хозяйства производится ВСНХ совместно с народными комиссариатами (по финансовым делам и государственного контроля) на основании особых на этот предмет постановлений».

Документ определил и состав ВСНХ, продуманный «для руководства в пределах общеэкономической политики… деятельностью Высшего Совета народного хозяйства, областных и местных Советах народного хозяйства» со стороны советского «парламента» (ВЦИКа) и правительства (Совнаркома). Создавался Пленум ВСНХ, куда входили 69 человек – представители ВЦИКа, производственных профсоюзов, областных Советов народного хозяйства, Всероссийских союзов рабочей кооперации и семи народных комиссариатов (отраслевых министерств) – продовольствия, путей сообщения, труда, земледелия, финансов, торговли и промышленности, а также внутренних дел. Все прочие наркоматы имели возможность направлять на Пленум своих посланцев с правом совещательного голоса.

Члены Пленума обретали полномочия на полугодичный срок, причем заседания должны были проводиться не реже одного раза в месяц. Верховная власть весьма своеобразно наладила оперативное руководство работой ВСНХ. Данную функцию возложили на Президиум из девяти служащих. Восемь человек избирал Пленум, а затем кандидатуры их «утрясались» в правительстве. Девятого же члена Президиума – председателя – назначал ВЦИК, и он облекался правами народного комиссара.

Новый, более высокий этап становления экономического курса страны и, естественно, Высшего народного хозяйства пришелся на 1920-е годы и совпал с образованием 30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик. Громадная держава была сформирована на базе четырех государств, получивших после Октябрьской революции национальную независимость, а теперь опять объединивших свои народы и территории – России, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (куда влились тогда Азербайджан, Армения и Грузия). В Договоре об образовании Союза ССР значилось, что в состав общесоюзного правительства войдут 12 высших чиновников, включая председателя ВСНХ. Во главе Совнаркома в тот момент формально находился тяжелобольной Ленин, отчего фактически правительством «заправлял» его первый заместитель Алексей Рыков, который стал впоследствии одним из лидеров так называемого правого уклона («отражавшего кулацкое сопротивление социалистическому наступлению»). За это он горько поплатился после театрализованного судебного процесса в Москве весной 1938 года. Нужно добавить, что в июле 1923-го Алексей Иванович – тогда еще добрый друг Ленина и Сталина – встал над Высшим Советом народного хозяйства. Он занимал этот пост до 2 февраля 1924-го, когда спустя менее двух недель по смерти Ленина ему довелось возглавить советское правительство – Совнарком СССР. Не забудем, что Высшие Советы народного хозяйства сохранялись и на территории союзных республик, подчиняясь общегосударственному ВСНХ.

Огромные перемены в жизнь страны внесли сталинские пятилетки, приведшие к индустриализации промышленной системы и коллективизации русской деревни. В январе 1932 года Высший Совет народного хозяйства СССР перестал существовать как самостоятельная вертикаль. Его разделили на три народных комиссариата – тяжелой промышленности (во главе с Серго Орджоникидзе), легкой промышленности (под началом Исидора Любимова) и лесной промышленности (под водительством Семена Лобова). Всем им не удалось пережить страшную пору репрессий и чисток. Но сама идея планирования и контроля признана мировой экономической мыслью и по сей день востребована в самых разных государствах, частных компаниях и смешанных корпорациях.


Яков ЕВГЛЕВСКИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here