Завершился XX фестиваль современного танца OPEN LOOK

Семнадцать спектаклей, привезенных из разных городов России, из Великобритании, Израиля, Испании, Нидерландов, Польши, Чили и Южной Кореи, посетили более десяти тысяч зрителей.

Театральную программу начали на сцене ТЮЗа с «летающих корейцев» – Корейская национальная компания современного танца представила эффектные «Рассуждения о «Весне священной». Образ Розы». Закрывали фестиваль не менее провокационным действом – совместной российско-польской постановкой «Заполнение пробелов» театров «АХЕ» и KANA (дебютант программы).

Лично мне, как человеку, видевшему за двадцатилетнюю историю OPEN LOOK очень и очень многое (если не сказать – практически все), в этот раз интересна была «серединка». Поэтому я решила посмотреть перформанс «Рождение феникса» компании «Вертиго» из Израиля. Созданный в 1992 году танцовщиками Ноа Вертхаймер и Ади Шаалем, мужем и женой, «Вертиго» – коллектив известный среди знатоков и желанный гость многих фестивалей. Славится он своей неудержимой тягой к экспериментам. Поиски эти скорее психоделические, нежели хореографические. Замысловатые работы вызывают ассоциации с плетением и вязанием крючком, а визуальный ряд сравнивают с графикой и живописью.

Для показа был выбран Парадный двор Юсуповского дворца на Мойке.

Что же мы увидели, пройдя по лабиринтам узких коридоров дворца, оказавшись во дворе и рассевшись в четыре ряда по круговому периметру сцены, усыпанной черноземом? Сценография воплощала заявленные в анонсе связи со стихиями земли и воздуха. Краснокирпичного цвета мешковатые костюмы исполнителей как бы намекали на мистический огонь. В движениях преобладали элементы восточных единоборств. Было что-то от йоги и техники пилатес, от балета и физкультуры. Не обошлось без «многозначительной» беготни по кругу. Взрываемая в прыжках и поддержках, земля эта, разумеется, летела в лицо зрителям первого ряда и «резидентам» фестиваля, демократично примостившимся в ногах у публики у подножия сцены. Босиком, с грязными торсами, бесстрастными лицами, артисты пытались рассказывать истории человеческих, дружеских и любовных взаимоотношений и историю человечества в глобальном масштабе – со ссорами и примирениями, бытовыми драками и масштабными войнами. Вот нежность и робость, вот бурные ссоры и страстные примирения, вот первобытная агрессия и неиссякаемая ненависть… Однако сколько-то внятную мысль поймать не получалось, чувства сопричастности не возникало, и разочарование нарастало.

Причина этому – отсутствие технической подготовки и постановочное дилетантство.

Если убрать декларативно-шаманский антураж (показ под открытым небом в замечательном месте волшебным вечером плюс упомянутые землю, воздух и прочее), то что остается в сухом остатке? Не в упрек организаторам и старательному коллективу, это все-таки смахивало на обыкновенную самодеятельность.

И тогда в поисках гармонии я отправилась на спектакль «В режиме ожидания Годо» труппы «Балет «Москва». Мои неизменные фавориты фестивальной афиши последних лет выступали на Новой сцене Александринки. Взяв за основу известную абсурдистскую пьесу Беккета «В ожидании Годо», хореографы Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев грамотно и талантливо высказались в абстрактно-метафорическом ключе, предоставив персонажам (собирательным образам) покорно ждать таинственного господина Годо и при этом жить своей жизнью.

Здесь качество работы и профессионализм танцовщиков и постановщиков достойны самой высокой оценки. Каждый жест, взгляд, поворот головы, пируэт, поддержка выверены до мелочей и отработаны до невероятной четкости. Именно эта стильная работа «Балета «Москва» и примирила меня не только с действительностью (как и подобает хорошему спектаклю), но и с пестрым стилевым и качественным разбросом юбилейного фестиваля современного танца.


Мария КИНГИСЕПП, фото пресс-службы OPEN LOOK

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here