В создании нового космического корабля принимают участие ученые из Петербурга

Завод «Арсенал» – одно из самых закрытых предприятий нашего города. И немудрено – с момента своего основания Петром Первым он работал на оборону страны. В годы Великой Отечественной войны выпускал противотанковые орудия и пусковые установки легендарных «катюш». С начала 60-х годов прошлого века «Арсенал» начал выпускать космические аппараты. Журналистам «Вечёрки» удалось побывать на предприятии и узнать – над чем сегодня работают его сотрудники.

От первого спутника до «Энергии – Бурана»

– Мы привыкли считать, что космическая эра началась 4 октября 1957 года с запуска первого искусственного спутника Земли, – рассказывает член совета директоров КБ «Арсенал» Александр Ковалев. – Но мало кто задумывается о том, что спутник на орбите появился не сам по себе, а был доставлен ракетой-носителем, созданной на основе межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 (так называемой «Семерки»). Задачей было – показать всему миру и прежде всего США, что их территории – в зоне досягаемости наших ракет. Так что космические разработки появились из разработок сугубо военных. К «Семерке» «Арсенал» отношения не имел, мы в то время занимались артиллерийскими зенитными системами и разработкой баллистических ракет стратегического назначения на твердом топливе, для запуска с подводных лодок. Сергею Павловичу Королеву рассказали о нас, он к нам приехал и определил «Арсенал» как головное предприятие в ракетно-космической программе. Это было в 60-х годах минувшего века. То есть мы почти 60 лет занимаемся космосом.

Специалисты «Арсенала» принимали участие в создании первой в мире спутниковой системы наблюдения за акваторией Мирового океана. Один из таких космических аппаратов можно увидеть в музее «Арсенала»: это макет спутника «Предвестник», предназначенного для прогнозирования землетрясений. Тогда «Арсенал» получил статус головного предприятия по разработке космических комплексов наблюдения. Причем в качестве источника энергии на некоторых спутниках использовались и солнечная энергия, и атомная энергия.

Еще одна веха – космический проект «Энергия – Буран», для которого на «Арсенале» разработали мощные и высокоточные гидравлические рулевые приводы для поворота камер двигателей ракеты-носителя «Энергия». С их помощью производится управление вектором тяги двигателя. Вот только многоразовому «Бурану» довелось слетать в космос лишь однажды, да и то в беспилотном варианте. Программа была приостановлена.

– У нас была создана многоразовая транспортная космическая система. Она была способна выводить в космос не только сам корабль с людьми, но и другие полезные грузы большой массы. По сути это был ключ к освоению межпланетного пространства, – сетует Александр Ковалев.

С именем «Федерация»

Сейчас на «Арсенале» продолжаются работы по созданию рулевых приводов для двигателей космических ракет. Приводами с «Арсенала» в составе знаменитого двигателя РД-180 оснащены американские ракетоносители «Атлас-5».

Новое направление касается проекта многоразового пилотируемого космического корабля «Федерация». Он должен прийти на смену нынешним «Союзам», которые поныне доставляют космонавтов на орбиту. Именно за «Федерацией» будущее. И связано оно не только с освоением ближайшего космоса. Этот проект делается уже с прицелом на полеты на Луну и Марс.

«Федерация» и внешне будет отличаться от шарообразных «Союзов». Это конусообразный агрегат, который будет приземляться на земную поверхность (или поверхности другой планеты) на посадочные опоры. В верхней части будет расположен «жилой и приборный отсек». Небольшой отсек, но все-таки просторнее и комфортнее, чем на «Союзе». Полететь на «Федерации» смогут от четырех до шести космонавтов. «Федерация» должна быть способна на тридцать суток автономного полета и на год полета в составе орбитальной станции. Доставляться на орбиту «Федерация», возможно, будет ракетой-­носителем «Ангара».

Как пояснил генеральный директор и главный конструктор АО «Арсенал-207» Сергей Владимиров, их предприятию предстоит создать те самые опоры, на которые и будет приземляться корабль. На каждом корабле их преду­смотрено четыре. Это будут сложные механизмы, способные создать тормозное усилие и погасить динамическую составляющую при посадке корабля. Разработчики должны учесть 16 тысяч (!) расчетных вариантов посадки, каждый из которых имеет свои особенности. В конце этого года уже будут готовы опытные образцы. В дальнейшем предусмотрена многоуровневая система испытаний на различных стендах, включая испытания с помощью вертолета (то есть конструкцию будут сбрасывать с вертолета). Первый беспилотный старт нового космического корабля планируется провести через четыре-пять лет.

– Пока мы говорим все-таки именно о приземлении, то есть о посадке на Землю. Но в дальнейшем будет прорабатываться вопрос о посадке на лунную поверхность, которая во многом отличается от земной, – пояснил Владимиров.

Разработчики космических систем уверены: спешка в деле освоения космоса не нужна. Сейчас не те времена. Нет смысла просто лететь на Луну и обратно. Речь нужно вести именно об освоении спутника Земли и создании на нем базы. Именно Луна станет трамплином для дальнейшего освоения космоса – прежде всего Марса.


Фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here