Третий Этнический фестиваль прошел в Музее музыки

В минувшие выходные в Шереметевском дворце (Музее музыки), на его парадном дворе, а также на большой сцене в саду Фонтанного дома разливался веселый и громкий праздник национальных культур народов нашей необъятной родины и зарубежных стран, в этом году представленных Белоруссией.

В посетителях недостатка не чувствовалось – к открытию фестиваля у ажурной решетки ворот Шереметевского дворца выстроилась изрядная очередь из желающих приобщиться к этноэкзотике.

На лужайке парадного двора расположились три юрты – калмыцкая, башкирская и монголо-тувинская. За дверями каждой из них открывался волшебный мир, переносящий любого вошедшего от сурового, одетого в камень берега Фонтанки за тысячи километров – на дикий степной Юго-Восток России.

Калмыки в ярких пурпурных и желтых национальных костюмах зазывали к себе особенно убедительно, поэтому мы зашли сначала в их юрту. Молодой калмык по имени Окон рассказал нам о калмыцком Новом годе, о том, как утром перед торжеством хозяйка дома ставит на алтарь чашку с чаем со сливочным маслом и молоком и традиционное блюдо, изготовленное из баранины с репчатым луком. Первым после молитвы буддийским божествам о том, чтобы будущий год был плодороднее прошедшего, чтобы скот был жирнее, чтобы дети были здоровы и счастливы, к праздничному столу подходит отец семейства, за ним старший сын, затем мать, младшие сыновья и дочери. После трапезы семья обсуждает события уходящего года, дети рассказывают взрослым и друг другу свои секреты, открывают сокровенные желания. А потом – «дискотека»: калмыки играют на своих национальных инструментах – на двухструнной домбре, на хуре (калмыцких гуслях) и других – и танцуют.

Музей театрального и музыкального искусства, расположенный в Шереметевском дворце, хранит одну из самых крупных коллекций музыкальных инструментов в мире: две трети из трех с половиной тысяч экспонатов – это инструменты разных народов земли. А ведь, по авторитетному мнению германского философа-романтика Йохана Готфрида Гердера, народы – это мысли Бога.

Народная музыка – «фолк», «этно» – не та, которую «придумал» народ. У любой мелодии или былины есть, конечно же, свой уника­льный автор – аэд, акын, бард, вложивший свою личность, свою историю, свою страсть в известный всем и каждому напев. Пусть даже имя этого барда в народной памяти и не сохранилось. Народная мелодия – та, которая принята людьми, которая известна, понятна и близка всем и каждому, которая легко поется в радости и в горе. Яркий пример – старинная английская песня начала XVI века «Зеленые рукава», завоевавшая мир, сочиненная, по легенде, Генрихом VIII.

Но исторический инструмент без исполнителя – и вправду всего лишь музейный экспонат, потому что музыка живет только в мгновения ее звучания и только благодаря музицирующему человеку и его поющей душе.

Услышать такую прекрасную поющую душу мы смогли в Большом зале Шереметевского дворца. Ольга Глазова – молодая, но уже известная певица, композитор, поэт и гусляр, прочла лекцию об утерянной технике игры пальцами на гуслях и сыграла сама на двух разных инструментах: с медиатором и без. Девушка-гусляр перед игрой произнесла простые, но очень мудрые и важные слова:

– Главная задача инструмента – радовать человека, поэтому гусли могут быть любыми: любой формы, с любым количеством струн. Потому что задача человека, прикоснувшегося к струнам, – порадовать окружающих. Почти у всех народов мира есть инструмент, похожий на наши гусли, прямоугольник со струнами: финский и карельский кантеле, эстонский каннель, латышский коклес, литовский канклес, кавказский канун.

А затем Ольга начала играть – и волшебные звуки живо напомнили слушателям о сказочном новгородском гусляре Садко и его путешествии в подводное царство.

Помимо радости знакомства с народной музыкой и с аутентичной культурой разных народов нынешний Фестиваль музыки мира предоставил возможность каждому пришедшему сделать что-нибудь своими руками, сыграть в ансамбле, даже не зная нот, прикоснуться к подлинным национальным инструментам, открыть тайны их изготовления, приобщиться к освоению народных ремесел.


Вячеслав КОЧНОВ, фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here