Он был русским Леонардо да Винчи

45

Современники не смогли оценить масштаб личности Владимира Одоевского

«Зеленые люди на аэростате спустились в Лондон» – эти строки написал Владимир Федорович Одоевский. Именно сиятельный князь, продолжатель рода Рюрика, первый из писателей-фантастов, еще в середине XIX века придумал образ «зеленых человечков-инопланетян». Всю свою «чернорабочую жизнь» Одоевский положил на благо России. Он развивал философию, литературу и музыку, одним из первых заговорил о комплексном подходе наук к предмету. Стал автором первого закона об авторском праве. Участвовал в разработке проекта реформы об отмене крепостного права и одним из первых отпустил своих крепостных. Одоевский изобретал, конструировал музыкальные инструменты, занимался благотворительностью. Но многие его современники не хотели замечать подвижнической деятельности странного князя и подсмеивались над ним.

Современные россияне практически ничего не знают об этом замечательном человеке, которого по праву можно было назвать русским Леонардо да Винчи. В лучшем случае некоторые вспомнят, что именно он написал «Городок в табакерке».

Любомудр

Владимир Одоевский родился в Москве в августе 1803 года. Обучаясь в благородном пансионе при Московском университете, он с удовольствием изучал науки, жадно впитывал знания и пытался выявить закономерности в их взаимодействии. Женившись на Ольге Ланской и переехав в Петербург, князь создал в Северной столице один из лучших демократических литературно-музыкальных салонов. Философию он называл ключом к великим областям бытия. Еще в пансионе Одоевский со своими друзьями создал «Общество любомудрия» (собрание философов для просвещения народа). На протяжении всей жизни Владимир Федорович претворял в жизнь его задачи на страницах своих произведений. Например, в рассказе «Живой мертвец» он заставляет задуматься над законом жизни, в котором все сказанное не пропадает бесследно, а ведет за собой определенную цепь событий.

В середине XIX века вышел в свет роман «Русские ночи», в котором Одоевский размышляет над законами мироздания: «Каким образом в течение веков являются народы, процветают, наполняют всю землю славою своею и гибнут без возврата?» Именно моральные принципы, по его мнению, отвечают за долгожительство нации. Если же они заведомо ложны, то рушится и духовная, и материальная культура. Одоевский критиковал бездуховность и вещизм морали Адама Смита, говорил о распаде Запада и потере его былой силы. Спасение Европы, по его мнению, возможно лишь с помощью русского народа, поставленного «на рубеже двух миров – протекшего и будущего». Главной бедой русского человека Одоевский считал лень.

Литературный кулинар

Иван Панаев вспоминал: «Ни у кого в мире нет таких фантастических обедов, как у Одоевского: у него пулярка начиняется бузиной или ромашкой; соусы перегоняются в химической реторте и составляются из неслыханных смешений; у него все варится, жарится, солится и маринуется ученым образом». Под псевдонимом доктора Пуфа Одоевский вел беседы с читателем о приготовлении пищи.

Рассматривая кулинарию с химической точки зрения, он пытался создать синтетическую еду. Пища будущего, по его мнению, должна была выглядеть так: крахмальный экстракт на спаржевой эссенции, порция сгущенного азота a la jus d’orange, ананасная эссенция, бутыль углекислого газа с водородом. Занимался Одоевский и алхимией, но в поиске философского камня не забывал о простых гражданах. Именно он первым стал популяризировать науку, издавая на свои средства научно-популярные сборники для простого народа, где химия, физика, математика излагались простым и доступным языком.

Ученый музыкант

Музыкальным научпопом стала сказка «Городок в табакерке». Владимир Одоевский был блестящим пианистом-виртуозом и обладал абсолютным слухом. Он открыл русскому народу Бетховена, научил понимать Баха. Одоевский не только исполнял музыку, но и сам сочинял ее. Но свою главную задачу видел в восстановлении самобытной русской музыки. Изучая старинные записи крюковых нот, он смог восстановить древние церковные партитуры. Для этого князь даже создал специальный инструмент – энгармонический клавицин. Черные клавиши у молоточкового пианино делились пополам, также черные клавиши находились между белыми клавишами си и до и ми и фа. Это позволяло делать более точные музыкальные переходы по полутонам. К сожалению, как настраивать этот инструмент, знал только сам сиятельный князь, но он не оставил своим потомкам инструкции.

Фантаст

Владимир Одоевский был одним из основоположников русской фантастики. Он вычислил, что в 4338 году к Земле приблизится комета Вьеллы, и написал произведение «4338-й год», в котором показал планету накануне бедствия. Одоевский описал мир будущего от лица китайского студента, который путешествует по России. Вот что нафантазировал Одоевский. Москва и Петербург – единый город. На берега Невы теплый воздух поступает из специальных хранилищ, а вулканы Камчатки отапливают холодные пространства России. Гигантские вентиляторы управляют направлениями ветра. Женщины носят платья из эластичного стекла. Появилась цветная фотография. Земляне активно осваивают Луну. Электрический разговор заменяет переписку. Для прочтения книг создана математическая формула, чтобы попадать именно на ту страницу, которая будет нужна. Магнетизм применяется как сыворотка правды.

Многое из этого уже осуществилось, возможно, и остальные прогнозы сиятельного князя тоже сбудутся. К сожалению, произведение это было не закончено и в печати появились лишь отрывки под названием «Петербургские письма».

Владимир Одоевский,  не­сомненно, представлял боль­шой интерес для современников, но так и остался непонятым. Возможно, он был просто человеком будущего и надолго опередил свое время.


Ирина ТРЕТЬЯКОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here