В Музее политической истории России открылась выставка одной картины. Это полотно Василия Верещагина «Казнь заговорщиков в России», которое вернулось в родные стены после участия в большой персоналии художника в Третьяковской галерее.

Проекты, где показывают одно произведение, набирают популярность. Они позволяют музейщикам заострить внимание зрителей на интересных подробностях, которые часто ускользают от них на больших выставках с десятками, тем более с сотнями работ. В данном случае это еще и замечательный пример сотрудничества исторического и художественного музеев, совместными усилиями вернувшего нам картину замечательного художника, которая многие годы была накатана на вал и спрятана в фондах.

Но обо всем по порядку. Картина, имевшая, по воспоминаниям родных Верещагина, несколько названий – «Казнь заговорщиков в России», «Повешение», «Русская казнь», «Казнь первомартовцев», была создана в 1884 – 1885 годах. Художник включил ее в свою «Трилогию казней» вместе с «Подавлением индийского восстания англичанами» (около 1884 г., местонахождение неизвестно) и «Распятием на кресте у римлян» (1887, частная коллекция).

«Казнь…» изображает сцену повешения пяти народовольцев, которые 1 марта 1881 года организовали убийство Александра II. Отсюда одно из названий картины. Суд был быстрым, приговор суровым, его привели в исполнение 3 апреля 1881 года на Семеновском плацу. Художник приезжал в Петербург через три года, искал свидетелей казни, по некоторым источникам – общался с городовым, ее видевшим.

Первое, что бросается в глаза, когда смотришь на большое полотно размером три на четыре метра, – это дама и два господина, стоящие «на возвышении» и наблюдающие за казнью. По свидетельствам современников, на Семеновском плацу в тот день специально торговали табуретками. А после казни – веревками, на которых вешали.

В постоянной экспозиции музея есть такая веревка с тела Софьи Перовской, экспонат поступил в 1923 году от потомков генерала Александра Насветевича, адъютанта Александра II. Там же представлен рисунок Насветевича, сделанный во время казни.

Утром 3 апреля 1881 года не было снега, но Верещагин делает метель главным персонажем картины. Это образ савана, который едва скрывает зловещие фиолетовые отблески (любимый цвет художника) на одежде зевак. Неприятие художником смертной казни, даже за жуткое террористическое преступление, становится очевидным. И это повлияло на судьбу картины радикально.

Впервые она была показана в 1885 году на персональной выставке Верещагина в Вене. Царские власти об этом быстро узнали и запретили ввоз в страну как картины, так и любых репродукций. В 1888 году «Казнь…» была продана на аукционе в США. Не исключено, что ее купил русский дилер и как-то сумел переправить в Россию. Во всяком случае в 1908 году Илья Репин видел ее в петербургском Обществе поощрения художеств и посоветовал Илье Остроухову, фактическому руководителю Третьяковской галереи, купить картину. Галерея в тот момент уже была государственной – и Остроухов не рискнул. «Казнь…» купил некий француз Левитон, у которого ее по-простому «отжали» жандармы. Об этой секретной операции стало известно только после Февральской революции.

К счастью, полотно не уничтожили. В начале 1921 года Отдел охраны памятников Наркомпроса передал картину в Музей революции (ныне – Музей политической истории России).

«Казнь…» экспонировалась в особняке Кшесинской примерно двадцать лет, но в конце 1970-х ее спрятали в запасники.

В прошлом году, готовя выставку Верещагина, Третьяковка попросила картину и обязалась ее отреставрировать. Когда ее раскатали с вала, выяснилось, что дублирующий холст, оставшийся от прежних реставраций, обветшал и картину невозможно натянуть на подрамник. «Дубль» заменили на новый. Процесс реставрации представлен на небольшом слайд-шоу, которое сопровождает выставку.

На вернисаже Евгений Артемов, генеральный директор Музея политической истории России, пообещал, что «Казнь заговорщиков в России» после закрытия выставки будет находиться в постоянной экспозиции музея.


Дмитрий СЕРГЕЕВ, фото предоставлено организаторами выставки

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here