Недавно в Камероновой галерее Царского Села открылась выставка «Придворный парфюмер», посвященная ароматам дореволюционной России. Придя на нее, посетители могут понюхать и приобрести реконструированные духи, которые любили в семье императора Николая II. Здесь же, в цокольном помещении галереи, проходят мастер-классы, на которых участники под руководством профессионалов создают свой собственный уникальный парфюм.

Винтаж снова в моде

На столе в центре комнаты расставлена сотня баночек. На некоторых этикетках простые названия: «Ладан», «Жимолость», «Дубовый», «Ежевика». На других – труднопроизносимые термины, которые возвращают нас на уроки химии, например, «Фенилацетальдегид» или «Дигидрокумарин». Рядом лежат листки для записей и пипетки.

– В моей юности, в 70-е годы, были такие духи «Торжество», а сейчас их нигде нет, и ничего похожего найти не могу, – сетует Татьяна, пришедшая на мастер-класс. – Они были горькие, но не тяжелые.

Президент Гильдии парфюмеров Оксана Чернышова, которая выступает в роли наставницы, начинает отбирать пузырьки, одновременно записывая рецепт.

По словам Оксаны, сегодня возвращается мода на винтажные запахи. Многих уже не устраивает унифицированная парфюмерия из сетевых магазинов. Она больше подходит для офиса или спортзала, а вот вечерние ароматы «на выход» требуют особого подхода.

– Современные парфюмы зачастую невозможно отличить друг от друга, – говорит мастер. – Маркетологи выясняют прошлогодние предпочтения публики и ставят задачу сделать то же самое, но с небольшими изменениями. А вот нишевая парфюмерия, свободные художники – другое дело. Они фантазируют, и на рынок выходит интеллектуальный парфюм, который заставляет думать. Ты пытаешься угадать ноты, а он раскрывается, развивается, на каждой коже «сидит» по-разному.

Существует и особый парфюмерный этикет. На работу стоит носить аромат, не привлекающий внимания и соответствующий дресс-коду. И в идеале ваш парфюм не должен быть дороже парфюма начальницы. Утром и днем лучше пользоваться туалетной водой, а вечером духами, чтобы сменить «обстановку». Наносите аромат на «горячие» точки – с них парфюм испаряется быстрее.

– Это запястья, яремная ямка, еще я люблю точку под затылком, идешь, и за тобой тянется шлейф, – делится секретами Оксана.

Петербург во флаконе

Парфюмерия – это искусство, призвание, ведь в работе специалист ориентируется на свое обоняние. Однако научиться этой профессии можно. В Петербурге при Музее парфюмерии вот уже более пяти лет открыта Школа парфюмеров.

– Я тоже училась там, была в первом выпуске, – рассказывает Оксана. – В России тогда не признавали отечественных парфюмеров, даже не верили, что мы существуем. Но сейчас мы работаем на европейском уровне, делаем интересные проекты и выставки, люди уже знают, любят и ждут нашу продукцию.

Это парфюм не только для тела, но и для интерьера, а есть запахи, специально разработанные для особенных событий. Всего в гильдии сегодня работают восемь независимых авторов, у каждого – свои линейки. Например, в серии Оксаны Чернышовой «Сувенирный Петербург» представлены ароматы ее любимых мест: Александро-Невской лавры, фонтанов Петергофа, Русского музея, Царского Села.

– Достаточно брызнуть ими на салфетку, вдохнуть запах – и мысленно я возвращаюсь туда, – поясняет она. – Это называется «ольфакторный маркер». Когда входишь в Екатерининский парк, его запах листвы, травы и луговых цветов буквально оглушает. Теперь я в любой момент могу туда вернуться, даже находясь далеко. Еще одна моя любимая серия «Живая природа» – это запахи растений: розы, жасмина, зелени помидора. Их хочется носить с собой, это может быть аромат для шарфа. Брызнул на платок, и у тебя всегда с собой букет роз. А как бодрит зелень помидора – это же чистая энергия, солнце!

Тренируйте нюх

Как же создается новый аромат? По словам Оксаны, люди часто обращаются к ней с просьбой придумать для них духи, но какие именно, описать не могут. Тогда на помощь приходит «парфюмерный бриф». Это лист со списком слов, названий, описаний запахов, из которых клиент выбирает те, что ему нравятся. И на основе этого парфюмер составляет несколько готовых композиций. Всего в лаборатории около восьми сотен разных душистых веществ: бальзамов, эфирных масел, отдушек и других компонентов.

– Когда мы развиваем свое обоняние, мы развиваем вкус, – уверена мастер. – Для этого есть несложные упражнения. Утром я просыпаюсь и первым делом, не открывая глаз, втягиваю воздух. Вспоминаю, какие вчера на мне были духи, пытаюсь определить, спал ли рядом кот, открыта ли форточка, и обоняние сразу начинает работать. Очень хорошо тренироваться на море, ведь все моря пахнут по-разному. Принюхайтесь и разложите их на запахи: водоросли, арбуз, огурец, фиалка, вареная кукуруза, соль и так далее. И по этому принципу можно узнать и затем воспроизвести аромат любого места, растения, предмета – чего угодно.

Конечно, достичь желанного результата редко получается с первого раза, что-то приходится корректировать. Кроме того, аромат «зреет», в течение двух недель он может меняться, округляться, в нем прячутся одни ноты и проявляются другие. Поэтому парфюмерам всегда нужна точная формула, где указано, какие добавлялись ингредиенты и в каком количестве.


Фото Татьяны ГОРД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here