В Северной столице собрались хоры со всего мира

В Петербурге проходят XVI Международный фестиваль хорового искусства «Поющий мир» и XIV Международный конкурс хоровых коллективов и вокальных ансамблей имени Юрия Фалика. О его особенностях и программе «Вечёрке» рассказал его художественный директор известный петербургский композитор и дирижер Сергей ЕКИМОВ.

– Скажите, нынешний фестиваль чем-то отличается от предыдущих?
– Во-первых, мы все время расширяем географию наших участников: в этом году впервые приезжают хоры из Мексики и из Швейцарии. Мексиканцы подготовили программу своей народной музыки, которую зрители увидели в Российском этнографическом музее в субботу. Там же представили свою национальную музыку хоры из Нидерландов, Румынии и Швейцарии. В этом году впервые у фестиваля есть гость – это Молодежный филармонический оркестр из Шанхая, в программе которого звучит музыка китайских композиторов и классическая европейская музыка. Его выступление слушатели также уже успели оценить в центре «Святодуховский» Александро-Невской лавры. Кроме того, в этом году проводятся хоровые мастер-классы, одна из задач которых познакомить иностранных участников с музыкой современных петербургских композиторов. В субботу в Актовом зале Санкт-Петербургского университета прошел традиционный для фестиваля концерт из музыки петербургских композиторов.

– Расскажите немного об истории фестиваля, о идее его создания…
– Фестиваль был создан к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году. Был интерес привезти сюда что-то необычное, потому что в то время исполнение хоровой музыки у нас было слишком классическим, консервативным, строгим, можно сказать – застойным. А в Европе в то время уже проходили хоровые фестивали с совершенно феерическими театральными действами, постановками, когда хористы двигались, выступая и в драматической роли тоже. Очень хотелось показать это у нас, хотя мы не знали еще тогда, насколько это будет интересно нашей публике. Это был эксперимент, потому что в те годы на хоровые концерты публика ходила не слишком охотно и иногда на сцене было больше народа, чем в зале. Сейчас мы пришли к тому, что на наши нынешние фестивали приходит не только петербургская публика – к нам приезжают специально из других мест, собирается много профессионалов. На подавляющую часть наших концертов вход свободный, ведь основные наши площадки – это церкви и соборы, а многие хоровые коллективы – любительские. Единственное место, где мы делаем благо­творительные билеты, это Капелла, и то только потому, чтобы люди знали, что у них будет гарантированное место, потому что число желающих значительно превышает количество мест. В целом же у нас в рамках фестиваля пройдет двадцать концертов.

– Чем можно объяснить такую популярность хоровой музыки сегодня?
– Во-первых, за последние годы запела вся Россия, произошел подъем хорового движения в связи с восстановлением Всероссийского хорового общества. Теперь в каждой школе, в каждом институте, в каждом ДК есть свой хор, и все эти коллективы где-то выступают, концертируют. Потом, это же и подготовленные слушатели, которым интересно познакомиться с творчеством своих коллег, услышать новые и редко исполняемые произведения, обменяться нотами и т. д.

Наш фестиваль, к слову, дает возможность в течение недели оценить сорок два (!) хора из четырнадцати стран мира, включая Россию. Есть возможность услышать музыку разных стилей, эпох и народов. Есть концерты отдельно народной музыки и отдельно духовной музыки – в Казанском соборе. Полное разнообразие. В следующем году мы ждем хор из Канады и надеемся потихоньку привлечь негритянские хоровые коллективы из США, которых у нас пока что не было. Так что у нас есть куда развиваться.

– А что за конкурс вы будете проводить?
– Первые два года – в 2003-м и 2004-м – мы проводили просто фестивали, а потом поняли, что нам нужен еще и конкурс. Наш конкурс «Поющий мир», носящий имя известного петербургского композитора Юрия Фалика (1936 – 2009), проводится в 12 категориях, а его участников судит международное жюри, состоящее из специалистов высочайшего уровня под бессменным председательством профессора Петербургской консерватории Валерия Успенского. Каждый из хоров может участвовать в двух, трех и более конкурсных категориях, среди которых старинная, народная, современная, духовная музыка, а также детские хоры, однородные, смешанные, камерные, и в этом году впервые будет категория «синьоры». И потом победители разных категорий будут соревноваться за Гран-при на концерте лауреатов в Капелле во вторник, 7 августа. Билеты на этот концерт – в кассе Капеллы. А следующим вечером, в среду, 8 августа, там же, в Капелле, на Мойке, 20, состоится заключительный гала-концерт фестиваля, вход на который – по пригласительным билетам, начало в 18.00. Что же касается прецедентов и прогнозов, кто бывал победителем и у кого есть предпочтительные шансы сейчас, вы, вероятно, удивитесь, но любительские коллективы часто выигрывают у профессионалов, исполняющих зачастую сложную современную музыку.

– В связи с этим вспоминаются наши знаменитые «Бурановские бабушки»… Проводятся ли в России и в мире вокально-хоровые фестивали, похожие на ваш?
– В России наш фестиваль, пожалуй, уникален, а в мире есть несколько подобных – во Франции, в Венгрии. Раз в два года проводятся Всемирные хоровые игры (World Choir Games), так называемая Хоровая олимпиада, в 2016 году они прошли у нас в Сочи, а в этом году совсем недавно – с 4 по 14 июля – в ЮАР.


Вячеслав КОЧНОВ, фото предоставлены организаторами фестиваля

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here