Русский музей получил в свое распоряжение новые помещения

В Галерее арабесок Михайловского замка, которая весной вместе с другими помещениями была освобождена Центральной военно-морской библиотекой (ЦВМБ), состоялась встреча петербургских журналистов с директором Русского музея Владимиром ГУСЕВЫМ.

Тема встречи – будущая реставрация освобожденной военными моряками части замка – была анонсирована давно. К ней добавился еще один сюжет: предстоящий переезд ряда подразделений музея из Михайловского дворца (главного здания Русского музея на площади Искусств) в связи с предстоящим созданием атриума во внутреннем Сервизном дворе.

Директор музея дал понять, что не видит в обращенном к нему письме 96 сотрудников музея о проблемах с сохранностью экспонатов, которые могут возникнуть из-за переезда, ничего экстраординарного. Выраженное в письме беспокойство хранителей за вверенные им художественные ценности совершенно понятно. Пока еще не решено окончательно, кто куда поедет. Но придется все делать быстро: до 1 декабря 2018 года должны быть освобождены все помещения для создания атриума к марту 2020 года.

Но это решаемая задача: за последние 15 лет музей переместил в отремонтированные помещения общей площадью 6,6 тысячи кв. метров более 100 тысяч музейных экспонатов.

Существует распространенное заблуждение, что те 20 млн долларов, которые, по оценкам (точную сумму покажет тендер), выделят на атриум российская казна и частично Всемирный банк, можно было бы потратить рациональнее.

Это невозможно. Гусев разъяснил, что данная схема придумана не музеем, который даже не является заказчиком работ. Но только она позволила отреставрировать несколько парадных залов Инженерного замка, две кордегардии, Зимний сад в Мраморном дворце.

Сейчас появилась возможность отреставрировать как сам Сервизный двор Михайловского дворца, так и несколько прилегающих к нему помещений, которые того давно требуют. Конечно, понадобится дополнительная помощь Министерства культуры – и она обещана. Как и 50 млн рублей на сам переезд. Не исключено и даже очень возможно, что они поступят с задержкой. Музей изыщет деньги из заработанного. Важно, чтобы вся реставрация выполнялась качественно. Музей будет настаивать на своем праве вести технический надзор.

Директор музея сообщил, что в Михайловском дворце для посетителей будут закрыты шесть залов из 39. Репина, Поленова, Куинджи придется показывать в других пространствах. Подразделения музея переедут по такой схеме: отдел картинных рам – в Инженерный замок и на Невский,19; две бронекладовые с иконами и прикладным искусством пере­едут во флигель Росси в том же Михайловском дворце.

Сложнее всего с библиотекой. Сейчас обсуждается вопрос, перевозить ее в Белый зал Мраморного дворца или в зал Антиков и соседние помещения Инженерного замка. Ясно одно – библиотека назад не вернется, ей отводятся покои Александра Нарышкина и Ивана Кутайсова. Эти покои находятся на первом этаже в юго-восточной части замка, откуда началась наша экскурсия по залам, освобожденным ЦВМБ. В покоях от времен Павла I сохранились только капитальные стены – идеальное место для хранения книг.

Рядом находится лестница времен Инженерного училища. При Павле там был театр, где, по преданию, состоялся всего один спектакль. Воссоздать театр заманчиво, но это потребует значительных переделок здания, потому решено от них воздержаться.

Затем мы поднялись на второй этаж, где расположены апартаменты камер-фрейлины Анны Протасовой, их приспособят под выставочные залы. Рядом – три парадных зала: Воскресенский, Большой тронный и Галерея арабесок. Несмотря на протечки, серьезные обвалы штукатурки, утраты лепного декора, конструкции сохранились, состояние залов кажется вполне приличным. «Ни слова упрека ЦВМБ, – заметил Гусев, – она не могла заниматься ремонтами, уникальные фонды перемещать было некуда». Леса в Тронном зале музея установили, еще когда там находились военные, сейчас можно увидеть только дивные двухэтажные, с галереей, книжные шкафы из карельской березы времен Инженерного училища.

Воскресенский зал застроен стеллажами из стальных швеллеров. Пока их не будут разбирать, лучше строительных лесов не придумать. Во времена Павла зал украшали шесть картин на исторические темы: «Крещение князя Владимира» и «Победа Дмитрия Донского над татарами» Джона Аткинсона, «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание на царство Михаила Федоровича Романова» Григория Угрюмова, «Полтавская баталия» Василия Шебуева, «Соединение российского и турецкого флота и проход его через Босфор» Василия Причетникова. Первая пара находится в Третьяковской галерее, вторая – в Русском музее. Местонахождение полотен Шебуева и Причетникова неизвестно. Есть мечта собрать все на временную выставку.


Иван МОТЫЛЬКОВ, фото Татьяны ГОРД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here