Все данные о пациенте уместятся на электронной медкарте

До конца 2019 года горожан ждет внедрение электронной медицинской карты петербуржца, где будет храниться вся информация о состоянии здоровья, прививках, исследованиях и прочем. Причем это коснется не только государственных медучреждений, но и частных. 90 процентов рабочих мест медиков в государственном здравоохранении уже оснащено компьютерами.

«Вечёрка» решила побывать во Всероссийском центре экстренной и радиационной медицины МЧС РФ, который считается одним из флагманов электронного здравоохранения.

Бумажный носитель ушел в прошлое

Компьютеризировано в центре все – от приема и регистрации пациентов, их лечения, результатов лабораторных и диагностических исследований до вопросов снабжения, стерилизации инструментов, выдачи и списания медикаментов, отслеживания финансовых потоков.

– Комплексную медицинскую информационную систему мы создаем в нашем центре с 2001 года. Прежде всего она объединяет записи докторов, а также результаты дополнительных методов исследований, включая результаты лучевой и функциональной диагностики, – подчеркнул Сергей Алексанин, директор центра. – Ядром системы является электронная медицинская карта. Использование криптографической платформы российского производства «Litoria Crypto Platform» позволило вплотную подойти к переходу на полностью безбумажное ведение медицинских записей. Причем уровень защиты информации – высочайший и признан на международном уровне.

Сначала в центре взяли за основу информационную систему зарубежного производства, но в дальнейшем убедились: отечественная более удобная.

Собственно говоря, внедрение электронной документации в центре раньше других медучреждений было продиктовано жизнью. Ведь здесь постоянно проходят обследования ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС. Множество обследований, которые нужно где-то хранить и всегда иметь под рукой. Электронная медкарта выполняет эти функции гораздо лучше бумажного носителя.

Удобно и быстро

Преимущества для пациента именно электронной медицинской документации очевидны. Потерять электронный документ невозможно. А значит, невозможно затерять и записи врачей, результаты обследований. Не нужно ходить из кабинета в кабинет в поисках затерявшегося нужного листочка. А врач, обученный работе на компьютере, все необходимые записи внесет быстро, оставив максимум времени на осмотр пациента. Результаты исследований также находятся перед глазами врача, что позволяет быстрее поставить диагноз и назначить лечение.

– И с переходом на электронные документы врач получает возможность доступа к информации о пациенте, даже находясь непосредственно возле постели больного, что очень удобно, – добавляет Сергей Алексанин. То есть не нужно носить с собой папки с бумажными картами пациентов. Переносное компьютерное устройство выдаст нужную информацию.

Как обеспечить защиту информации?

Пока что электронную карту все-таки дублирует бумажный вариант. Но новое постановление Минздрава уже дает право вести документацию только в электронном виде – при соблюдении ряда условий, в том числе при наличии возможности так называемой усиленной электронной подписи врача. Права пациента это ничуть не ущемляет: всегда можно получить на руки распечатку необходимых записей.

Что касается усиленной электронной подписи, то она, и в этом специалисты едины, не должна храниться абы как. То есть это не некий набор символов, которые можно напечатать на бумажке и приклеить скотчем к монитору. Информация к доступу хранится на смарт-карте, и это позволило защитить от несанкционированного проникновения к данным пациентов. То есть посторонний не сможет войти в систему ни при каких условиях. К тому же система позволяет четко определить, с какого компьютера сделана запись в карту пациента.

– Понятно, что медицинские учреждения находятся в контакте друг с другом. Порой пациента направляют на консультацию и лечение в другое медучреждение, а значит, должны быть защищенные «шлюзы» для обмена информацией, – подчеркнул директор центра.

Руководство Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины уверено: в деле перехода на электронный документооборот архиважна защита информации. Потому что медицинская документация – товар на черном рынке.

Михаил Бахтин, помощник директора по медицинским информационным технологиям упомянутого центра МЧС, привел примеры западных стран, в которых давно перешли на «электронку»: в Англии, Бельгии, США были зафиксированы случаи массового слива информации о пациентах. Ведь информация о диагнозах ценится дороже банковской.

Центр экстренной и радиационной медицины готов поделиться с коллегами накопленным опытом в переходе на электронный документооборот и защите информации.

Новые технологии прочно входят в нашу жизнь. Например, почти 80 процентов номерков к врачу петербуржцы уже получают дистанционно. А что касается выписки рецептов для льготных категорий горожан, то там цифра приближается к ста процентам. Переход на электронный документооборот тоже идет в городе полным ходом. Сейчас идет этап согласований, клиники работают с различными информационными системами.


Фото пресс-службы Центра экстренной и радиационной медицины МЧС РФ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here