Во время репетиции парада в Кронштадте негде было яблоку упасть

В Петербурге и Кронштадте прошла первая сводная репетиция Главного военно-морского парада. За небольшим исключением, это копия того, что можно будет увидеть в День ВМФ – в последнее воскресенье июля. То есть 29-го числа. Но исключения были из разряда тех, что мало влияют на общее впечатление. Не было пока экранов перед трибунами, на которые впоследствии будет транслироваться изображение, молчали дикторы, и не было и высоких гостей. Все остальное – военный оркестр, корабли в парадном строю, экипажи в белоснежной форме, выстроенные на верхней палубе, – присутствовало в полном объеме. Как и год назад, мы в редакции решили начать рассказ с парада в Кронштадте. Что ни говори, но по составу участников труба там повыше и дым погуще. Чего стоят два ракетных крейсера – подводный проекта 949А «Орел» и надводный проекта 1164 «Маршал Устинов».

К тому же опыт годичной давности подсказывал: попасть в Кронштадт на сам праздник практически нереально – пропускная способность его дорожной сети явно не рассчитана на такой наплыв гостей. И чтобы не устраивать пробок, городские власти приняли жесткое, но, возможно, единственно верное решение – не только закрыть город для въезда стороннего транспорта, но и перекрыть полностью движение на участке КАД, проходящем по Комплексу защитных сооружений (попросту говоря – дамбе). Поскольку запрет касался не только самого праздничного воскресенья, но и дня первой сводной репетиции, то мне пришлось выдвигаться ни свет ни заря, дабы успеть попасть в город морской славы до перекрытия дороги. В итоге провел в гавани больше четырех часов до начала парада. Зато удалось подсмотреть, с чего он начинается.

Прошедшая репетиция не была первой. До нее уже проходили тренировки. Но они были разрозненными. Петербург отрабатывал свою часть, Кронштадт – свою, отдельно по собственному графику работала авиация, сильно зависящая от погодных условий. Вчера впервые все компоненты свели воедино.

Гавань Кронштадта встретила деловой суетой. Надо отметить, что в этом году само настроение организаторов и участников отличается от прошлогоднего. Тогда была «премьера», и практического опыта, как свести в одно целое действо сразу на нескольких площадках, не существовало. Все было в теории. Сейчас уже есть определенные наработки. Пусть и небольшие. Но главное – есть понимание, что, как и когда делать. В полном штиле над зеркальной поверхностью воды в кронштадтских гаванях далеко разносились транслируемые по громкой связи слова команд. Одни сверяли корабельное время, другие проверяли показания компаса. А где-то уже играли тревогу, и от берега до берега летела команда: «Корабль к походу приготовить!»

За всем этим с рейда, будто немного свысока, наблюдали стоящие на бочках почти у самой дамбы ракетные крейсера – «Маршал Устинов» и «Орел». Они в силу размеров обречены стоять на месте.

Первыми начали «вылетать из гнезда» базирующиеся в Купеческой гавани «Грачата» – противодиверсионные катера проекта 21980. Раскрашенные в разноцветный камуфляж, они выходили на фарватер и, выстроившись в кильватер, ложились на курс, ведущий в Петербург. Следом вышли патрульные катера типа «Раптор». Ближе к десяти утра начали сниматься со швартовов корабли покрупнее, стоявшие в Средней гавани, – ракетный катер, малые ракетные корабли, тральщик «Александр Обухов». В этой компании был замечен головной малый ракетный корабль проекта 22800 «Ураган». Построенный на судостроительном заводе «Пелла» под Петербургом, он должен войти в строй в этом году.

После их ухода наступила пауза, которую с энтузиазмом заполнял сводный военный духовой оркестр. В 11 утра на Южную стенку пустили зрителей. Плотная толпа почти мгновенно заполнила трибуны и начала оккупировать все свободные места у гранитных парапетов, откуда можно было видеть прохождение кораблей. Судя по всему, здесь были не только жители Крон­штадта, но и петербуржцы, которых не остановили ни жара, ни необходимость добираться до места в рейсовых автобусах и на маршрутках. Все-таки мы живем в морском городе, где отношение к флоту и всему, что с ним связано, очень трепетное. Год назад зрителей было на порядок, а то и на два меньше. Но тот парад дал понять, что у нас есть на что посмотреть и есть чем гордиться не только в исторической ретроспективе, но и в дне сегодняшнем.

Строй кораблей появился на горизонте около половины первого, уже после того, когда по сценарию закончилась морская часть парада в Петербурге. Среди знакомых по прошлому году кораблей было несколько «премьер». В частности, фрегат «Адмирал Горшков». На головном корабле проекта 22350 Андреевский флаг поднимут накануне Дня ВМФ – 28 июля, а нести службу он будет на Северном флоте. Большой десантный корабль «Иван Грен» был в Кронштадте год назад, но тогда он только проходил испытания. Военно-морской флаг был поднят на нем 20 июня. На первом серийном судне связи проекта 18280 «Иван Хурс», построенном на Северной верфи, флаг также был поднят совсем недавно – 25 июня.

Строй авиации по сравнению с годом минувшим изменился мало: вертолеты корабельного и берегового базирования, самолеты дальней противолодочной обороны Ил-38 и Ту-142, бомбардировщики Су-24 и истребители Су-27.

Следующая сводная репетиция – она же и генеральная – пройдет в четверг, 26 июля.


Фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here