Двухколесным предписаны светофоры

65

Как идет велосипедизация Петербурга

В ближайшие месяцы в Петербурге должны появиться несколько новых велодорожек. Часть из них еще находится в стадии проектирования, другая – строится, а по одному участку уже вовсю катаются жители. Также этим летом в Северной столице установили первый велосветофор. «Вечёрка» выяснила, каковы планы города по развитию велосипедной инфраструктуры и с какими трудностями сталкиваются владельцы двухколесного транспорта на дорогах.

Шесть плюс две

Как сообщили нам в СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга», которое занимается велосипедными вопросами, в этом году запланировано строительство шести новых веломаршрутов. Первый пройдет по четной и нечетной сторонам набережной Карповки – от проспекта Медиков до Чкаловского проспекта и затем по Ординарной улице до Левашовского проспекта. Второй – от Морского проспекта до парка 300-летия. Третий – по набережной Фонтанки от Гороховой улицы до Старо-Петергофского проспекта. Четвертый – по улице Типанова от проспекта Юрия Гагарина и затем по проспекту Славы до Софийской улицы.

Пятая велодорожка начнется от Суздальского проспекта и пройдет практически до станции метро «Лесная» по маршруту: проспект Культуры – Тихорецкий проспект – Светлановский проспект – проспект Тореза – площадь Мужества – Политехническая улица – улица Харченко до Кантемировской улицы. Шестая велополоса соединит Бухарестскую улицу и центр города, как именно она проляжет, нам не пояснили.

– Сейчас мы принимаем проектно-изыскательские работы по размещению указанных веломаршрутов. После этого будут объявлены конкурсные процедуры на выполнение строительно-монтажных работ по обустройству этих маршрутов, – пояснили в ГЦУП.

Между тем велосипедная полоса на участке набережной Фонтанки от Гороховой улицы до Московского проспекта уже проложена и ей активно пользуются.

Еще две велополосы по­явятся в следующем году благодаря инициативе самих петербуржцев. В рамках проекта «Твой бюджет» пройдет обустройство дорожек на Большом проспекте Васильевского острова от 1-й линии до Наличной улицы, а также на участке от набережной Адмиралтейского канала до Гороховой улицы. До 31 августа должен быть готов их проект.

Помимо прокладки самих дорожек необходимо и регулирование велосипедного движения. Первый в городе велосветофор появился на Морской набережной у пешеходного перехода около дома № 45. Он стоит на велополосе, проходящей по набережной Малой Невы. Благодаря ему велосипедисты могут переезжать дорогу, не спешиваясь, как при переходе через обычную зебру. В ГЦУП отметили, что в 2019 году такие светофоры появятся и на других маршрутах.

По мнению представителей петербургского велосообщества, появление таких специализированных светофоров – хороший знак, показывающий «наличие системы».

– Пока развитость велоинфраструктуры такова, что в большинстве случаев отдельного регулирования велопотока не требуется, – поделился с «Вечёркой» координатор клуба «ВелоПитер» Александр Ротов. – Однако для оптимизации велотрафика вполне можно в некоторых случаях рассмотреть зеленую велострелку направо при красном сигнале прямо. Это распространенный прием, позволяющий велосипедистам аккуратно, без помех машинам, поворачивать направо, когда для автомобилей горит красный. Другая подобная ситуация – зеленый светофор, разрешающий велосипедистам ехать по велополосе прямо на Т-образном перекрестке.

Примечательно и то, что новые транспортные объекты теперь строятся с учетом велосипедного движения. К примеру, открывшийся этой весной мост Бетанкура сразу же включал в себя участок велодорожки.

Борьба за полосу

В городе появляются все новые километры разметки со знаком велосипеда, и это большой шаг вперед, однако далеко не все участники движения готовы делить дорогу с двухколесными соседями. Пожалуй, самая частая проблема, подстерегающая велосипедистов при движении по их законным полосам, – это припаркованные автомобили. По старинке водители считают, что край дороги – место для стоянки, и зачастую в упор не видят велосипедной «выделенки».

Согласно ПДД, «движение механических транспортных средств по велосипедным полосам запрещено». Исключение – мопеды. При этом штраф за нарушение правил размещения транспортного средства на проезжей части (парковку на дорожке) составляет полторы тысячи рублей, а наказание за проезд по велодорожке – две тысячи.

– Мы регулярно направляем в ГИБДД обращения граждан с приложенными фотографиями, – подчеркнули в ГЦУП. – Вместе с тем очевидцы фактов грубого нарушения правил могут самостоятельно направить обращение с прикрепленными фото- и видеоматериалами. Для этого нужно воспользоваться электронной формой на официальном сайте Госавтоинспекции МВД России.

Подробная инструкция о том, что делать, если вы видите на велодорожке припаркованный автомобиль, есть в группе «Велосипедизация Санкт-Петербурга» в соцсети «ВКонтакте».

Загадочный «правый край»

Вокруг ПДД для велосипедистов постоянно ведутся споры. Дело в том, что часть пунктов в них прописана не совсем четко и каждый исполняет их по-своему.

– Требование включать в дневное время ДХО (дневные ходовые огни. – Прим. ред.) или противотуманные фары распространяется и на велосипедистов, но велосипеды не оборудуются ни тем ни другим, – приводит пример руководитель «Петербургского велообщества» Павел Хусу. – Или возьмем определение, где должен двигаться велосипедист, если нет велодорожки или велополосы. Оно звучит так: «Допускается движение велосипедистов… по правому краю проезжей части». Что такое «правый край», никто не знает. Как следствие, возникает куча интерпретаций, где же этот правый край пролегает: от «1 – 2 метра от поребрика» или «правый край – это крайняя правая полоса» до анекдотичного «поребрик и есть правый край, по нему и должен ехать велосипедист».

Между тем в этих не до конца проработанных правилах могут появиться новые пункты. Облегчат они жизнь всем участникам движения или еще больше запутают – пока неизвестно. Так, Минтранс предложил ввести понятие «велосипедная зона». Это участки «спокойных» улиц, где велосипедистам разрешат двигаться с максимальной скоростью 20 км/ч по всей ширине проезжей части и дадут преимущество перед машинами. А пешеходы смогут переходить улицу в любом незапрещенном месте.

– Сама идея организации велозон интересна. Такие места могут стать островками безопасности для велосипедистов и пешеходов, если будут грамотно организованы, а велосипедный и пешеходный потоки – разделены, – считает Павел Хусу.

А вот Александр Ротов высказывает другую точку зрения. По мнению координатора «ВелоПитера», это «эпизодические» меры, которые вряд ли помогут.

– Основной вектор должен быть направлен на развитие велопоездок. Не на катание в парках, не на катание в принципе, а на езду, на использование велосипеда как транспорта, – уверен он. – Поэтому так важно устранить и зафиксировать спорные моменты в велосипедном разделе ПДД и прокладывать сеть веломаршрутов по городу.


Фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ, Сергея НИКОЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here