Телевещание в Северной столице началось раньше, чем в Америке

В «Ленинград Центре» на Потемкинской улице открылся вернисаж с длинным названием – «Выставка уникальных экспонатов из коллекции Политехнического музея (Москва), НИИ телевидения (Санкт-Петербург), Пятого канала и собраний частных коллекционеров, посвященная 80-летию начала эфирного программного электронного телевидения в России». Или короче – ретроспектива техники к юбилею регулярного электронного телевещания в стране.

80-летие отсчитывается от лета 1938 года, когда в эфир вышла первая передача отдела телевещания Ленинградского комитета радиоинформации. Ленинград опередил Москву, где регулярное телевещание началось в декабре. А в Америке, кстати, регулярное телевещание появилось чуть позже, только в 1939 году. Как же Ленинград оказался «впереди планеты всей»? Богатство технологических возможностей города определялось историческими причинами: он оказался в выгодном положении, в нем сосредоточились ключевые специалисты и предприятия – например, завод им. Козицкого, история которого уходит в середину XIX века.

– На выставке представлено более ста раритетных экспонатов, – рассказал «Вечернему Санкт-Петербургу» Алексей Соколов, заместитель гендиректора Пятого канала. – Мы не гнались за количеством, нам хотелось, чтобы каждая из представленных вещей обозначала какой-то новый поворот в эволюции телевидения.

Кураторы, впрочем, сознательно вышли за границы собственно телевидения. Здесь представлена кино- и радиотехника: старинная, конца XIX века, британская кинокамера, советские кинопроекционные аппараты середины XX века, радиомикрофоны, где есть подпись – «единственный сохранившийся в мире экземпляр». Это, вероятно, чтобы подчеркнуть: телевидение развивалось в споре с кинематографом, пользуясь его достижениями, и поначалу казалось дополнением к радио и «выходцем» из него.

Газета «Правда» писала в 1934 году: «Обладатель радиоприемника в нашей стране может по радио не только прослушать оперу, концерт или сообщение о событии, но и увидеть его. С 15 ноября Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию приступает к регулярному телевидению. Два раза в пятидневку радиостанции им. Сталина и ВЦСПС с 24 часов будут передавать в эфир не только звук, но и изображение. Правда, в первое время очень немногие жители СССР сумеют превратиться из радиослушателей в радио зрителей. Для приема передач телевидения нужен специальный аппарат – телевизор, которым обладают только несколько сотен радиослушателей. Но важно начать это большое дело». На первом этапе телевещания телеэфиры были в ночное время, чтобы не сбивать ритм работы радио, доступного куда большему количеству советских граждан.

На выставке можно увидеть аппарат, совмещающий в одном корпусе и телеэкран, и радио; если ломался телевизор, то можно было слушать радио. Есть и совсем удивительный для современного человека старинный телевизор «для индивидуального про­смотра», настолько мал был его экран. Впрочем, настолько уж удивительный? Ведь современная техника – ноутбук, планшет, смартфон – тоже по сути становится именно что индивидуальным телевизором. И даже индивидуальным кинематографом, конкурируя с кинозалами. Рассматривая ленинградский телевизор 1950-х, нельзя не вспомнить фильм Никиты Михалкова «Пять вечеров», где к героине приходят пожилые соседи по коммуналке, чтобы посмотреть телепередачу («У меня в квартире у одной телевизор, вот – зову посмотреть», – сообщает она). Если гаджеты разъединяют людей, отчуждают друг от друга (или соединяют, но где-то там, в виртуальной реальности), то в ту эпоху, напротив, техника людей сплачивала. И на выставке можно увидеть доказательство этого – линзу, которую наполняли водой и ставили перед экраном, чтобы увеличить количество зрителей. Есть в экспозиции и такой выигрышный «штрих», как куклы персонажей передачи «Большой фестиваль»: мальчик-очкарик Тото, рыжий Веснушка и Хоха, существо с кедом вместо головы.

Выставка имеет явный уклон в ретро: представлена телетехника до 1970-х. И хотя на одной из витрин лежат очки виртуальной реальности – для смартфона, – экспозиции не помешали бы более смелое обращение к нашему времени и рифмы разных эпох.

Странное чувство испытываешь, смотря, как по «ящику», которому больше полувека, транслируется сериал «След»: тут уж воочию видишь, сколь ограниченно возникал мир через экран. Но это словно и напоминание о том, на каких огромных скоростях развивается наша цивилизация: страшно подумать, что эти предметы, которые тинейджеры воспринимают как ископаемые, были технической новинкой всего несколько десятилетий назад. Сейчас же ведутся активные разработки в области голограммы, стало быть, транслируемая реальность будет неотличима от «жизни как она есть». Нетрудно вообразить себя зрителем, убегающим от поезда, если на тебя будет надвигаться поезд-голограмма. И наверняка наши потомки будут с таким же любопытством – почти как на находки археологии – глазеть на наши обожаемые новейшие технологии, с каким рассматриваем мы эти выставленные раритеты.


Геннадий ДОРОШЕВ, фото Натальи ЧАЙКИ, Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here