В Петербурге в девятый раз отметили День Достоевского

Праздник впервые прошел в Новой Голландии. День Достоевского по традиции состоялся в первую субботу второго летнего месяца, поскольку связан с началом романа «Преступление и наказание» («В начале июля, в чрезвычайно жаркое время…»). Обычно театрализованные шествия, флешмобы, квесты, экскурсии и уличные спектакли проводятся в центре города – в «Петербурге Достоевского», окрест мемориального музея писателя в Кузнечном переулке. Но чемпионат мира по футболу этим летом внес свои коррективы: большинство культмассовых мероприятий под открытым небом и основные события праздника перенесли в пространство Новой Голландии.

На единственном в Петербурге острове, созданном людьми, писателю и его персонажам, кажется, понравилось. Достоевский, безусловно, бывал в этом районе (в Коломне жил его друг Петрашевский), и, как решили организаторы, его герои тоже вполне могли бы здесь оказаться. К примеру, Мармеладов наверняка стал бы завсегдатаем местной рюмочной, а Епанчины захаживали бы в один из ресторанов «Бутылки» (бывшее здание морской тюрьмы округлой формы, породившее в народе поговорку «не лезь в бутылку»). Рогожин привел бы сюда на концерт Настасью Филипповну, вдоль канала прогуливалась бы Сонечка Мармеладова, на аллее встретились бы Аглая и Мышкин…

Петербуржцам и гостям города предложили представить, как все могло бы произойти, и создали особую карнавально-фантастическую атмосферу. Любимый публикой площадной театр перемежался с оригинальным авторским и с модным иммерсивным, а энергичные перформансы чередовались с выступлениями музыкантов и мастер-классами по созданию «Ангелов-хранителей Петербурга».

Первыми на «бал-променад» по парку вышли гигантские ростовые куклы. «Литературные классики» – Великанцы, повадившиеся гулять по Петербургу каждое лето, на сей раз были представлены тремя старухами – из произведений Достоевского, Пушкина и Хармса. Старуху-процентщицу, Пиковую даму и старуху Хармса водили артисты Театра «Кукольный формат», а добирались они до острова на кораблике, прошедшем по Фонтанке и Крюкову каналу. Солировала дебютантка бала Алена Ивановна: бойкая регистраторша деловито выдавала публике ссуды под процент и принимала в залог ценные вещи, пока ее партнерши позировали для селфи и ласково гладили прохожих по головам.

Едва старухи удалились, на летней сцене начался концерт «ВолковТрио». Программу на основе творчества Александра Даргомыжского озаглавили в честь его песни «Лихорадушка». Известные питерские музыканты – «человек-контрабас» Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский и Андрей Кондаков – исполнили романсы и песни русского композитора-реалиста в собственной редакции и в джазовой стилистике. Темы и мелодии были подобраны по принципу мистической связи творчества Даргомыжского с аспектами «музыкальной биографии» Достоевского. Как известно, писатель знал и ценил оперу, был вхож в круг композиторов, музыкантов и певцов и часто посещал литературно-музыкальные вечера.

Спектакль-бродилка по текстам Достоевского стал кульминацией праздника. Создатель ФМД-Театра («бродячей» труппы, непременного участника Дней Достоевского) и автор сценария Вера Бирон назвала действо «Возвращение Мышкина». Ника Велегжанинова создала затейливые костюмы, Игорь Князев сочинил забавный реквизит и бутафорию, а режиссер Роман Кочержевский самовыразился в жанре уличного театра при помощи 26 артистов петербургских театров и дюжины веселых уличных музыкантов, которые задавали происходящему энергичный эмоциональный фон.

Сцены из романа «Идиот» поочередно разыгрывались на разных импровизированных сценах парка: «остановки» делали у павильона инфоцентра, у стен кафе, у кирпичной стены… Путь публике указывал комментатор-экскурсовод-шоумен с мегафоном в руках. Проводниками были также люди с красными бумажными фонариками на длинных шестах и режиссер в образе дирижера.

Настасья Филипповна, смущаясь и кокетничая, позировала: на глазах у публики создавался ее портрет, поразивший воображение князя Мышкина. Три очаровательные Сонечки – девушки со сложной судьбой, появлявшиеся в разных романах Достоевского, демонстрировали свое отчаянное положение барабанным боем. Семейство Епанчиных чинно и невозмутимо трапезничало за столом, накрытым к завтраку, плавно переходящему в обед. Возвратившийся из Швейцарии князь Мышкин, вскарабкавшись на остов корабля, в окружении играющих детей читал монолог о счастье под тихие переливы гармоники. Спившийся чиновник Мармеладов самозабвенно просил у прохожих милостыню. Сердцеед Рогожин лихо отбивал чечетку и крутил сальто. Раскольников гонялся за старухой-процент­щицей по чугунным пожарным лестницам башни, а кроваво-красные бутафорские топоры подавал ему сам Федор Михайлович. Автор какое-то время задумчиво следил за своими «подопечными» из толпы, но все же не выдержал и начал активно руководить их поступками. А в финале принял живейшее участие в гротескном параде-алле в духе Феллини: подмостки в атриуме «Бутылки», где завершилась «бродилка», оказались словно нарочно созданными для циркового марша.

Наконец, под занавес на закате дня был разыгран аудиовизуальный мультижанровый спектакль «Идиот. Version 2.0». Московский театр «Эскизы в пространстве» представил нечто вроде актерских упражнений на партнерство.


Мария КИНГИСЕПП, фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here