Каким может стать архитектурный облик Петербурга?

В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка «Петербург-2103». Это едва ли не первая попытка разговора с широкой публикой о том, каким может стать наш город к своему 400-летию. Получилось честно: мы трепетно относимся к прошлому и со страхом – к будущему.

Основными участниками проекта стали Музей истории Петербурга, который предоставил исторические чертежи, градостроительную графику и пейзажи, и Университет ИТМО, собравший футурологический раздел из произведений современных художников и архитекторов.

Петр I замыслил новую российскую столицу прежде всего как морской торговый и культурный порт, как «окно в Россию». Прообразом послужил хорошо знакомый царю Амстердам. Маркетинговые слоганы «Северная Венеция» и «Северная Пальмира» появились в ХХ веке.

Революционность замысла Петра наглядно показывают и доказывают генеральные планы Петербурга начала XVIII века Доменико Трезини и Жан-Батиста Леблона, гравюры Алексея Зубова и Михаила Махаева. Многое осталось на бумаге. Но с натуры – знаменитая литографированная панорама Невского проспекта Василия Садовникова (1835 г.) и панорама Петербурга (1836  г.), которую сделал Григорий Чернецов с лесов строящейся Александровской колонны.  

Не менее интересна, а в контексте данного проекта и более важна история ХХ века, когда Петербургом – Ленинградом занимались Иван Фомин, Лев Ильин, Ной Троцкий, Николай Баранов и другие мастера архитектуры. Это и проект создания «Нового Петербурга» на острове Голодай, и зеленый пояс на Петроградской стороне, и новый городской центр на месте нынешней Московской площади, и полная реконструкция Троицкой площади…

Эскиз застройки района Дачное пятиэтажными домами, созданный Львом Брусиловским в 1970-е годы, отсылает к нынешним разговорам о тотальном дефиците комфортной среды обитания в городе и засилье каменных джунглей.

На этом историческая часть проекта заканчивается. За ней следует фотоинсталляция «Сумерки Петербурга» Александра Гронского с теми самыми джунглями, а также рисунки-предостережения Сергея Чобана и Иоанна Зеленина «Оттиск будущего». Авторы совместили три римские гравюры Пиранези с футуристическим пейзажем и ужаснулись. О чем всех нас и предупреждают.     

Таким же предупреждением выглядит инсталляция «Соединенные штаты Кудрово» группы «Космос». Позволю цитату из их стейт­мента: «До реконструкции зданий классической архитектуры проходят столетия; до реконструкции наследия модернизма – десятки лет. Районы типа Кудрова еще не сданы в эксплуатацию, а речь о необходимости их реконструкции уже идет. Как быть с этими проектами, заранее обреченными на провал, и как наполнить их жизнью, а не выживанием – основные вопросы, возникающие после исследования ситуации». Предложение «Космоса» – превратить Кудрово в остров и отдать во власть самоуправления – подкупает своей наивностью. 

Студенческий воркшоп, проведенный под руководством голландских архитекторов, не добавляет оптимизма. Проекты пре­образований пяти исторических кварталов Петербурга кажутся напрасно потраченным временем, ведь в центре нет необходимости начинать с чистого листа, достаточно реставрировать и приспосабливать существующее.

Впрочем, юношеские опыты могли бы стать поводом для продолжения разговора о будущем Петербурга. На самом деле если отвергнуть форс-мажорные сценарии, то 2103 год – совсем скоро. Серьезные градостроительные преобразования требуют десятилетий. Класси­ческий пример – район Хафен-Сити в Гамбурге. Превращение старой портовой территории в современное жилье, офисы, музеи, береговые променады и т. д. займет в общей сложности более тридцати лет. «Попутно» кирпичные здания складов сделали объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.

Возвращаясь к Петербургу-2103, уместно поговорить на модную в девелоперской среде тему: может ли охрана памятников диктовать правила игры пятимиллионному городу. На мой взгляд, может. Хотя бы потому, что Петербург – объект все того же всемирного наследия. А еще потому, что основная часть того, что строится сегодня, даже не приближается к канонам.

Можно было бы обсудить идеи, которые осторожно высказывались в последние годы. Например, вынос Морского порта Петербурга в Бронку и Усть-Лугу и строительство на его огромной территории городских кварталов. Не слабó создать свой Хафен-Сити?


Дмитрий ИВАНОВ, фото Татьяны ГОРД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here