Корреспондент «Вечёрки» провела один день на легендарном паруснике

В 1968 году в акватории Невы впервые состоялось музыкально-огненное шоу «Алые паруса». Это был первый праздник для выпускников ленинградских школ.

С 1970 года ежегодно начала исполнять роль гриновского галиота «Секрет» шхуна «Надежда», она же – «Ленинград».

В компании с морским дьяволом

«Рифовый узел, шлюпочный узел, беседочный узел…» – хрупкая брюнетка сидит на ступеньках у здания городского яхт-клуба и шепотом повторяет какие-то термины. Это Лидия Девицына: на суше – филолог, на воде – начинающий матрос, который готовится сдать экзамен на знание морского дела. Для девушки хорошая оценка станет пропуском в программу «Надежда морей» и подарит возможность вместе с другими молодыми ребятами от 18 до 25 лет бесплатно отправиться в путешествие на паруснике «Надежда».

– Ходить на корабле – давняя мечта, – объясняет Лидия. – Мой папа ходил под парусом – он океанолог по образованию, брат – судовой повар, а мама работала в Музее Мирового океана в Калининграде. Я же учусь на преподавателя русского языка и литературы – сложно представить себе что-то более далекое от моря, но все же я здесь. От рейса жду приключений и, признаться честно, хочу попасть в шторм – испытать себя и узнать, что это такое.

Мы поднимаемся на палубу белоснежной двухмачтовой шхуны, которая всего через пару недель отправится в плавание и посетит порты Котки, Силламяэ, Хельсинки, Ханко, Таллина и Кронштадта. Хотя кораблю в этом году исполняется 106 лет, «Надежда» в своей лучшей форме – несколько лет назад ее капитально отремонтировали, на борту появилась даже посудомоечная машина.

Изначально судно строили в Голландии как рыболовное, но в 1936 году его купил граф Феликс фон Люкнер – национальный герой Германии времен Первой мировой войны, который переоборудовал шхуну в мореходную яхту и дал ей новое имя – «Seeteufel», или «Морской дьявол». Во время Второй мировой она оказалась в других руках, а после войны стала трофеем советского генерала, который подарил ее Нахимовскому училищу. Именно «Надежда» (тогда ее называли «Ленинград») с 1970 по 1979 год радовала участников праздника «Алые паруса».

Шхуна из прошлого

– Напоминаю, что на планширь (верхний край борта. – Прим. ред.) садиться нельзя. Наказание – двадцать отжиманий, – строго произносит боцман «Надежды» Михаил Сидоровский.

Он оглядывает матросов, вспоминает, что сегодня семь из восьми учеников – барышни, и добавляет: «Для девушек в порядке исключения наказание может быть заменено на двадцать упражнений на пресс».

Хотя именно руки – это то, что «прокачиваешь» на корабле в первую очередь: чтобы научиться управлять парусами, нужно не только хорошо со­ображать и разбираться в голландских терминах, но еще и быстро «добирать концы» (тянуть веревки). Правда, в этот раз тренировка оказалась несложной: в день нашего выхода ветра на Финском заливе почти не было и на парусах нам удалось развить скорость всего в половину узла – меньше одного километра в час.

Кстати, когда «Надежда» впервые облачилась в алое одеяние, ее паруса выглядели немного иначе. Сейчас, объясняет Михаил, это шхуна со смешанным парусным вооружением, а тогда была с бермудским, то есть оба главных паруса (грот и фок) имели форму треугольников. К тому же у шхуны было чуть больше кливеров – тоже треугольных парусов, которые идут от мачты к бушприту – выступающему рангоутному дереву в носовой части корабля.

– Надстройка на палубе тоже была больше, – боцман показывает на шов, который рисует под нашими ногами прямоугольник, где-то на полтора метра выступающий от внешней стены кают-компании. – К тому же изначально на судне не было рулевой рубки – штурвал стоял прямо на палубе, но по последним требованиям морского регистра мы должны были ее сделать. Шхуна всегда оставалась белой, менялись только цвета бархоутов и ватервейсов – наружных деталей, которые были то черные, то темно-серые, а сейчас темно-зеленые.

Надежда на праздник

В этом году 23 июня в роли галиота «Секрет» красоваться перед выпускниками уже в девятый раз будет шведский парусник Tre Kronor («Три короны»), который пройдет мимо Петропавловской крепости в 0.50. Хотя не менее красивым в этот день стал бы проход легендарной «Надежды», но последний сценарий торжества, увы, не предполагает появления других кораблей в эту праздничную ночь.

– Парусник Tre Kronor, конечно, очень красивый. Но это шведское судно, – говорит боцман. – «Алые паруса» начались во многом именно с «На­дежды», поэтому несколько дней назад мы специально установили алую подсветку для парусов, такелажа и рангоута. Может быть, выйдем на праздник в Кронштадт. А если шхуна в парадном виде когда-нибудь выйдет на День выпускников, мы будем очень рады.


Полина ОГОРОДНИКОВА, фото предоставлено проектом «Надежда морей»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here