Самой ажурной переправе Петербурга исполнилось 115 лет

Накануне юбилея журналистам «Вечёрки» удалось побывать в  центре управления переправой и в ее машинном отделении, узнать, кто и как управляет ее разведением, как обеспечивается безопасность, и, самое главное, увидеть «изнутри» процесс подъема разводного пролета.

В недра Троицкого моста попадаем через неприметный стальной люк. Под ним крутая лестница вниз и дверь, за которой кроется узкая комната – центр управления. Справа консоль с конт­рольными мониторами, у стены жесткая скамья. На изображениях с камер, расположенных и на мосту, и на подходах к нему, видно все происходящее на объекте. Слева от пульта – открытое окно, больше похожее на бойницу, выходящее в один из пролетов моста: слышен плеск воды и стук мотора проходящего мимо катера. На столе бубнят корабельные рации – мониторятся переговоры «Волго-Балта», ведь важно знать, что происходит на реке и где находятся суда, заявленные на проходку.

Центральная панель управления показывает состояние системы в реальном времени: уровень напряжения, какие включены сигнализации, какие узлы в данный момент запитаны. Когда запускается процесс разводки, картина на консоли кардинально меняется – отображается угол подъема крыла моста, режимы работы всех насосов, их загрузка.

Компьютерная система управления Троицкого моста аналогична остальным – ее разрабатывал один подрядчик, применены одни и те же алгоритмы. Отличие от других переправ – наличие всего одного разводного крыла, а значит, используется один управляющий контур и одна насосная станция.

Отметим, что сервер накапливает информацию за весь период навигации, это позволяет к завершению сезона точно знать, какая подсистема работала некорректно и какие меры необходимо принять, более того, анализируя работу механизмов в динамике, специалисты отстраивают их максимально точно.

– Диспетчеры в Мостотресте следят удаленно за всем происходящим, – рассказывает первый замдиректора СПб ГБУ «Мостотрест» Андрей Кочин. – В центре на Индустриальной есть большая видеостена, которая отражает все процессы на всех разводных мостах сразу. Более того, существует возможность управлять мостом удаленно из той же диспетчерской. Однако, учитывая стратегическую важность сооружения, мы не можем позволить себе оставить оборудование без присмотра.

При этом как Троицкий, так и остальные мосты хакеров не боятся: система управления к Интернету не подключена и полностью обособлена. Дополнительным фактором обеспечения безопасности является то, что развести мост можно и без помощи компьютеров.

– Главное, чтобы была электроэнергия, – поясняет Андрей Владимирович. – Все датчики имеют ручной режим. Для этого во всех помещениях установлены микрофоны и громкоговорители – при ручной разводке необходимо синхронизировать действия всех операторов. В автоматическом режиме мостом управляют всего два человека.

Из диспетчерской мы протискиваемся в неприметную дверь – еще одна крутая лестница вниз, несколько переходов мимо огромных котлованов, в которые опускаются противовесы моста. Идем мы к сердцу переправы – электромоторам.

Машинное отделение не отличается простором, его почти полностью занимают четыре мощных электродвигателя. Они приводят в действие насосы, качающие шесть тонн масла по трубопроводам в гидравлические цилиндры, которые и приводят в движение разводной пролет весом в 2200 тонн. На электромоторах таблички «1966 год. Сделано в СССР». Однако, по словам Андрея Владимировича, эти двигатели показали себя с лучшей стороны, поэтому во время глобальной реконструкции моста в 2003 году их и оставили.

– Тогда же были заменены все изношенные участки пролетного строения и опор, заменена плита проезжей части. На данный момент с точки зрения безопасности Троицкий – один из надежнейших мостов города! – рассказывает специалист. – Это как раз объясняет, почему вся тяжелая техника, следующая на парады, идет в центр города именно через него.

Сегодня о состоянии переправы-юбиляра беспокоиться не стоит – по словам Кочина, десять лет – слишком малый срок, чтобы думать о замене оборудования, ведь доремонтный срок службы как техники, так и металлоконструкций – 50 лет! Правда, как и везде, порой требуются мелкие работы по косметическому ремонту, которые проводятся ежегодно.


Фото Сергея НИКОЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here