Сухопутный флот родился в Петербурге

8

Однако судьба Александра Пороховщикова, как и судьбы его изобретений, оказалась трагичной

«Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука – бежать в атаку под пулеметами врага. А что если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами?» – вспоминал о том, как ему пришла идея создания новой боевой машины, российский изобретатель Александр Пороховщиков. Английское слово «танк» тогда еще означало только большую емкость для жидкости. Весной 1914 года напряжение грядущей грандиозной войны буквально висело в воздухе, и талантливый, а главное – патриотично настроенный петербургский изобретатель, конечно, не мог остаться в стороне. Уже через год он сделает то, о чем мечтал еще Леонардо да Винчи. Первый прототип «сухопутных линкоров» выйдет на испытание именно в Санкт-Петербурге.

Рожденный летать

К своим двадцати двум годам Александр Пороховщиков был уже известной в столице личностью. О нем даже писали в прессе. Еще в мае 1910 года «Петербургская газета» сообщала: «Юный изобретатель аэроплана Ал. Пороховщиков приступил к постройке своего аэроплана. Пороховщиков хлопочет о предоставлении ему для полетов Гатчинского аэродрома. На отдельные части аэроплана юный изобретатель берет 12 привилегий». То есть конструктор получил 12 патентов на оригинальные разработки. И это в 18 лет.

Конструировать потомственный дворянин Пороховщиков начал еще во время обучения в гимназии. Модель своего первого аэроплана юноша представил на международной выставке 1909 года, за что получил одобрительный отзыв самого Жуковского. Реализовать этот проект Пороховщикову предложили во Франции. Но молодой изобретатель гордо ответил, что «лучше своими руками уничтожить все, чем передать изобретение в иностранные руки».

Свои изобретения Пороховщиков старался делать максимально простыми и функциональными, а значит, наиболее удобными для использования в армии. Например, в 1914 году в своей мастерской на Аптекарском острове он создал первый в мире самолет двухбалочной системы – «Би-Кок» (двухвостка). Самолет-разведчик был чрезвычайно прост в пилотировании. При мощности мотора в 50 лошадиных сил машина развивала скорость до 100 км/ч, легко разбиралась в течение буквально пяти минут и упаковывалась в небольшой транспортный контейнер. К сожалению, договоренность о его производстве так и не была достигнута.

Первый русский танк

Идея «Вездехода» родилась у Александра Пороховщикова во время испытаний «Би-Кока». Коротая время между полетами, конструктор наблюдал за учениями солдат на Комендантском аэродроме. Поначалу идея заинтересовала военное ведомство – и на строительство прототипа даже выделили финансирование. Работы над первым в мире «танком» начались в мастерской завода «Руссо-Балт», которая находилась тогда в Риге, а заканчивались уже в Петрограде, куда в ходе военных действий были эвакуированы производственные мощности.

Конструкция «Вездехода» была весьма оригинальной для своего времени. Водонепроницаемый металлический корпус обтекаемой формы для защиты от пуль и снарядов опирался на ходовую часть, которая представляла собой колесно-гусеничный гибрид. По хорошей дороге «Вездеход» двигался на колесах, а на рыхлом грунте ложился на центральную гусеницу. Колеса при полном использовании гусеницы должны были осуществлять роль корабельного руля. В конструкции «Вездехода» впервые в мире для поворота были применены бортовые фрикционы – механизмы, которые намного позже появились на многих танках. Также конструктор разработал идею многослойной брони. Между листами стали различной толщины помещались прокладки из водорослей – за счет такого «бутерброда», предполагал изобретатель, будет лучше гаситься энергия пуль и осколков снарядов. Естественно, водоросли для такой конструкции подходили плохо, но идея была весьма перспективной.

Испытания «Вездехода» начались 18 мая 1915 года. Первый русский танк на хорошей дороге показал отличную скорость в 25 км/ч. Но полигон выявил ряд серьезных недостатков в ходовой части. Наблюдатели решили, что «Вездеход» плохо вел себя на рыхлом грунте, они еще не знали, что большая часть английских танков, которые пойдут в атаку на Сомме, вообще не доедут до окопов противника. Пороховщиков продолжал работу, совершенствуя машину и устраняя выявленные недостатки. Но военное ведомство уже потеряло интерес к изобретению. Зимой 1916 года финансирование проекта было остановлено.

Трагедия гения

У «Вездехода» были все шансы первым появиться на полях сражений и закрепить пальму первенства в этом виде вооружений за Россией. Но волею судеб и чиновников военного ведомства проект первого русского танка в серию не пошел. Уже после успешного применения боевых машин русское командование задумалось о приобретении танков за границей.

Судьба изобретателя первого танка, как и его детища, оказалась трагичной. Александр Пороховщиков поддержал революцию и даже подарил свой авиазавод большевикам. В качестве летчика он вступил в Красную армию, затем создал свое конструкторское бюро, где трудился над проектами скоростных глиссеров, ледокола с механизмом шнекового типа для разрушения льда, разрабатывал бронирование для самолетной кабины. Однако его изобретения так и остались невостребованными. Во время сталинских репрессий Пороховщикова обвинили в шпионаже и расстреляли.


Ирина ТРЕТЬЯКОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here