Уникальный катамаран готов к первой экспедиции

Первый российский катамаран на солнечных батареях, местом рождения которого стал Петербург, отправится завтра в экологическую экспедицию по рекам России. Впереди у него 90-дневное путешествие и пять тысяч километров водных путей.

Презентация «солнечного» судна состоялась на Неве у Стрелки Васильевского острова. Судно бесшумно скользило по воде, а солнечные батареи, установленные на его крыше, делали его похожим на большой бриллиант, который сверкал в лучах солнца и брызгах волн. Многочисленные туристы и гости города, оказавшиеся в тот день рядом, не скрывали своей радости. Ведь они стали свидетелями еще одного русского чуда.

По словам директора АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований» Евгения Казанова, суда на солнечных батареях уже не редкость. Их делают во многих странах мира. Но все они небольшого размера. И рассчитаны на небольшую команду и минимальный вес. С участием «солнечных» лодок даже проходят соревнования «Солнечная регата». «Во время одного из таких состязаний и родилась мысль: а почему бы нам не построить более крупное судно с мощным зарядным устройством и не совершать длительные переходы», – рассказывает он. Идея понравилась. Для ее реализации был создан консорциум «Эковолна», состоящий из научно-исследовательских учреждений и вузов страны. В разработке проекта участвовали студенты Калининградского университета, Московского государственного университета и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого при поддержке МГИМО и Государственного университета морского и речного флота имени Макарова.

Евгений Казанов отмечает, что все узлы в катамаране – уникальные отечественные разработки. Так, например, гибкие солнечные батареи были созданы сотрудниками научного центра при Физико-техническом институте имени А. Ф. Иоффе. И по утверждению специалистов, далеко не все иностранные производители сегодня способны изготавливать панели такого качества. «Они рассчитаны на восемь тысяч зарядов и разрядов. Ресурс их работы – пять лет», – отмечает Евгений Казанов. Новейшие аккумуляторы, сделанные на новосибирском заводе «Леотех», – еще одно отечественное ноу-хау. По-своему уникален и сам углепластиковый корпус судна. Евгений Казанов отмечает: он спроектирован так, что его устойчивость и прочность в полтора раза выше, чем это необходимо для моторных судов такого класса.

Создатели говорят, что катамаран способен выдержать ветер до 15 – 20 метров в секунду и волну высотой до двух метров, может развивать скорость до 13 километров в час. При длине судна в 11,5 метра экипажу гарантировано весьма комфортное путешествие – на борту четыре каюты, каждая на два человека, два санузла, плита, душ, есть даже отопительная система.

Отметим, что инвестиции в создание этого транспортного средства на солнечных батареях составили 13 миллионов рублей. Восемь из них – государственные, а пять – вложения частных инвесторов.

По условиям похода, который должен продлиться три месяца, «солнечный» катамаран пройдет от Балтийского до Каспийского моря по маршруту Санкт-Петербург – Великий Новгород – Москва – Астрахань. Причем экипаж, кроме капитана и матроса, от города к городу будет меняться: на катамаране побывают многие ученые, инженеры, студенты. А по всему маршруту намечается проводить фестиваль «Эковолна»: квесты, мастер-классы, конкурсы. Также экипаж будет вести мониторинг состояния окружающей среды – брать пробы речной воды, замерять на берегу почвенный слой и атмосферный воздух.

По окончании путешествия, когда судно вернется в Петербург, создатели планируют подать заявку в Книгу рекордов Гиннесса. Ведь это будет первая в мире длительная экспедиция судна на солнечных батареях.

Между тем в планах консорциума – продолжить работу по созданию новых видов транспорта, работающего на экологически чистом топливе. На очереди – речные «солнечные» трамваи на 30 мест, которые можно будет пустить по Неве.


Фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here