В Пассаже открылась необычная выставка

Петербургский Пассаж на Невском проспекте впервые открылся в мае 1848 года. Ровно сто семьдесят лет назад. Тогда он выглядел поразительным новшеством, зданием из будущего: залитые светом трехэтажные галереи под 170-метровой стеклянной крышей. Вдобавок здесь не только торговали. Владелец, граф Яков Эссен-Стенбок-Фермор, сделал Пассаж и центром культурной жизни. Тут располагались анатомический музеум, «механический театр», кабинет восковых фигур, кабаре, концертный зал и даже зверинец, который и натолкнул Достоевского на идею рассказа «Крокодил. Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже». Здесь в концертном зале выступали Тургенев, Некрасов, Достоевский, Чернышевский, а позже работал Новый драматический театр Веры Комиссаржевской. Располагалось тут и фотоателье знаменитого Карла Буллы, а затем не менее замечательного фотографа Александра Оцупа.

Сейчас, накануне юбилея Пассажа, произошло открытие, связавшее наши дни еще одной нитью с тем скрывшимся за холмами событий прошлым.

– К юбилею мы провели очередные ремонтно-реставрационные работы, – рассказал директор Пассажа Дмитрий Абрамов. – Во время ремонта под полом одного из залов был обнаружен тайник, а в нем – стеклянные пластинки. К счастью, инженер, который обнаружил их, увлекается фотографией. А потому сразу понял, что это за предметы. Фотонегативы. Их расчистили, проявили – и миру явились двадцать два портрета почти столетней давности – конца десятых, начала двадцатых годов. И мы захотели поделиться впечатлениями и размышлениями, на которые нас натолкнула эта находка.

В течение ближайшего месяца в Пассаже, прямо у входа со стороны Невского проспекта, будет работать выставка «Мы навсегда», представляющая получившиеся фото. Заходишь – и сразу ловишь глазами эти взгляды. Разные люди – немолодые и совсем юные, мужчины и женщины, мальчики и девочки. Прекрасные, четкие, выразительные снимки, удивительные лица. Искусствовед Аркадий Ипполитов написал к открытию выставки текст, в котором сравнивает снимки со знаменитыми фаюмскими портретами – позднеантичными погребальными изображениями, найденными в Египте. И это действительно первая приходящая на ум ассоциация. Здесь связь времен не распалась, а стала чуточку прочней.

Фотограф неизвестен, и неизвестны герои фотографий. Можно только приблизительно судить о том, кем они были, – главным образом, по одежде.

Историк моды Ольга Хорошилова написала краткие рассказы к каждому из портретов:

– Я занимаюсь атрибуцией, много консультирую. И меня пригласили пофантазировать на тему костюмов и этих лиц. Для меня очень важно, что не сохранилось имен и фамилий. В этом соль и смак: тут есть место фантазии. Мы ничего не знаем, кроме того, во что они одеты. По костюмам, по деталям мы узнаем, что это за люди, где они работают, учатся. Мой самый любимый с точки зрения костюма образ – мальчик из среднего технического учебного заведения. Тут все, что вы хотите узнать о революционном хаосе. Фуражка – от формы одного учебного заведения, пуговицы – от другого, шинель – гимназическая со споротыми петлицами… И вместо кокарды – лилия Бурбонов! Почему – неизвестно; это не знак скаутов, как предположил Аркадий Ипполитов.

В тексте предположение: мальчик бредил Французской революцией, Наполеоном, маркизом де Лафайетом… Вот другие загадки: элегантная дама с короткой стрижкой, в полумужском жакете и галстуке-бабочке. Она, наверное, – «товарищ профессор», декадентка и сторонница большевиков, водила дружбу с пролетариатом.

Девочке лет десяти было страшно фотографироваться. А молодому человеку в фуражке и белом пальто нравился Гумилев…

Замечательную работу проделали оформители выставки – театральные художники Виктория Трибунская и Матвей Фомин. Они вмуровали фотографии как бы в куски стен того периода – собранные из настоящих материалов: дранки, лепнины, советских обоев. А стенд для негативов выполнен как театральный макет некоего абстрактного здания, похожего и на Пассаж, и на другие петербургские дома. «Из чего он создан? – улыбается Виктория. – Из всего».

Через месяц, рассказал директор Дмитрий Абрамов, фотографии и негативы перейдут в музей Пассажа, где будет храниться еще ряд интересных экспонатов, свидетельствующих о судьбе торгового дома и всего города.

А в течение этого месяца, пока идет выставка, объявлена акция «Мы навсегда». Все желающие могут сделать на экспозиции фото с хештегом #МыНАВСЕГДА. Фотографии будут скопированы на флеш-карту и замурованы в одной из стен Пассажа – с надеждой, что через сто лет кто-то их обнаружит и сделает очередную прекрасную выставку.


Фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here