Хабенский как режиссер попытался взойти от реальности к пространству легенды

В октябре 1943 года в лагерь смерти Собибор привозят очередную партию обреченных. Среди них – советский лейтенант Александр Печерский (Константин Хабенский), попавший в плен. Несмотря на видимую безнадежность положения, охрану, колючую проволоку, мины, в лагере зреет план побега. Печерский сначала включается, а затем и возглавляет заговор: он – именно тот человек с умом, харизмой и надеждой, которого ждали все остальные. «Нам нужен Моисей», – говорит кто-то из еврейских узников.

С самим Константином Хабенским вышло похоже: он тоже сначала оказался на пробах на главную роль (к этому ему было не привыкать), включился в работу над фильмом – а после как-то ненароком оказался и в режиссерском кресле. Как сам рассказывает – узнал, что режиссера пока нет, в шутку предложил свою кандидатуру и вдруг всерьез «почувствовал, что настал тот возраст, когда можно выплеснуть свои наблюдения на экран». И попробовал – как кажется, не зря.

Сюжет основан на реальных событиях. Но Хабенский попытался взойти от реальности к пространству архетипов, к легенде. Как он сам говорит: «Мне кажется, у нас получилась не локальная история конкретного лагеря, а скорее уже что-то мифологическое, библейское, вечное». Отсюда и Моисей, с историей которого, конечно, много раз ассоциировали события холокоста. И многоязычие: в фильме происходит настоящее вавилонское столпотворение, тут говорят на языках русском, немецком, польском, идише. Как, впрочем, было и в реальном Собиборе.

Вообще религиозными образами пропитано все кино: то один из эс­эсовцев начинает рассуждать, что-де креститься в Иордане, в обыкновенной грязной реке, могли только евреи; то шутовски крестит заключенных, обливая их шнапсом; то охранники устраивают веселья ради скачки на тележках, запряженных евреями (и тут, конечно, вспоминаются колесницы египтян).

Аналогом фараона здесь выступает Кристофер Ламберт в роли начальника лагеря Карла Френцеля. Ламберт дает своего эсэсовца легкими, редкими мазками, как бы не совсем вовлекаясь в происходящее, но в итоге получается по-настоящему страшный злодей: пустой, как бы волчий взгляд Френцеля совсем уж не сохранил в себе ничего человеческого.

Противостоящий ему Печерский тоже несколько оторван от реальности. Кажется, что эти двое как бы и не участвуют в истории, смотрят поверх голов остальных, заняты персональным выяснением отношений.

Вообще герой Хабенского вышел самым странным. Он никак не раскрывает своих чувств, и фильм не раскрывает его истории. Где-то он проговаривается о похожих событиях в Минске – мол, хотел быть героем, а погибли люди, но что именно там вышло, мы так и не узнаём. Вроде бы у него есть сильные чувства к девушке из лагеря – но они почти не успевают получить развития.

Впрочем, Константин Хабенский и говорил о необходимости не играть «каким он был на самом деле», а создать убедительный обобщенный образ, не обязательно похожий на реальный прототип.

Таких противоречий в фильме на самом деле много. Они и в операторской работе: которая то дает до неприличия красивые виды концлагеря, то разворачивает эпичные, подходящие для исторического блокбастера экшен-сцены, а то впадает в артхаусную задумчивость и снимает рапидом бегущих людей в клубящемся тумане.

Они и в сценарии, в смешении эпических сцен побега и убийства фашистов – и каких-то камерных, смешных и вместе с тем жутких, как у Сокурова или Германа, бытовых сценок из жизни эсэсовцев.

«Собибор» то поднимается до высоких рассуждений о том, нужно ли ждать помощи от бога, то опускается до довольно безыскусных шуток и искусственно прикрученной любовной истории. Но эта разноголосица одновременно создает некую пульсацию фильма – и он, несомненно, живет и транслирует свой эмоциональный заряд зрителю с настоящей силой. «Собибор» – еще один пример того, что отечественное массовое кино, особенно историческое, можно вывести из рабства примитивных сюжетов и казенного патриотизма в землю обетованную качественно снятого, неглупого и наполненного гуманизмом кинематографа для всех.


Фото ИНТЕРПРЕСС

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here