В Мраморном дворце открылась выставка Эрнста Барлаха и Кете Кольвиц

Самое знаменитое произведение Кольвиц – плакат «Нет войне», созданный в 1924 году. Знаковой для Барлаха стала скульптура «Парящий», или «Ангел», установленная в 1927 году в кафедральном соборе города Гюстрова в память обо всех жертвах Первой мировой войны. Поэтому ее более известное название – «Гюстровский мемориал».

Оба художника были пацифистами, но пришли к этому убеждению по-разному. К началу Первой мировой Барлаху было почти 45 лет, его мобилизуют только в декабре 1915 года, он проходит «курс молодого бойца», но на фронт не попадает: вступились Макс Либерман и другие коллеги-художники по «Берлинскому сецессиону». Но и работы по собственному желанию в детском доме Гюстрова хватило Барлаху, чтобы осознать все ужасы войны.

Судьба Кольвиц сложилась еще драматичнее. Имея возможность запретить младшему сыну идти добровольцем на фронт, она дает согласие, и восемнадцалетний Петер погибает через несколько месяцев, в октябре 1914 года. Эта трагедия отразилась на всем последующем творчестве Кольвиц, которая и прежде интересовалась социальными темами, создав графические серии «Восстание ткачей» и «Крестьянская война», посвященные событиям недавней и средневековой истории Германии. На выставке показаны обе, а также ксилографии из серии «Война» и многочисленные автопортреты разных лет.

Увидев эти автопортреты Кольвиц, легко заметить, что в «Ангеле» Барлах использовал ее лицо как прототип. Разумеется, это не случайно: художники принадлежали к одному направлению в искусстве – немецкому фигуративному экспрессионизму, симпатизировали друг другу, вместе выставлялись с 1912 года, вместе были объявлены нацистами представителями «дегенеративного искусства». В 1930-е годы их произведения были изъяты из музеев и частично уничтожены, художникам запретили выставляться в Германии. Тогда был переплавлен барлаховский «Ангел», на выставке показана одна из поздних отливок.

Художников объединял интерес к России. Барлах приезжал в 1906 году по приглашению брата, работавшего инженером в Донбассе. Поездка по южным деревням с их архаичным образом жизни отразилась позже в фарфоровых фигурках «Лежащий крестьянин» и «Русская влюбленная пара», а также бронзовых скульптурах «Поющий мужчина» и «Великий нищий». От последних произведений лежит прямой путь к лучшим символистским скульптурам – «Мать-земля» и «Беженец», где в обобщенной форме выражены антивоенные настроения Барлаха.

Произведения Кольвиц участвовали в московской выставке революционного искусства в 1926 году, она приехала в столицу СССР на десятилетие Октябрьской революции, были организованы показы ее работ в Ленинграде и Москве.

Для нынешней выставки скульптуры и графика Кольвиц и Барлаха предоставлены музеями и коллекционерами Германии. Показ их двадцати трех русских современников целиком основан на собрании Русского музея – это скульптура, рисунки, офорты и другая печатная графика. К сожалению, они размещены отдельно, на другом этаже, и от этого весь проект многое теряет. Например, автопортрет Веры Ермолаевой, рисунки «Голова» и «Голова мальчика» Василия Чекрыгина рифмуются с графикой Кольвиц. Серия «Мистические образы войны» Наталии Гончаровой – с ксилографической серией «Превращения Бога» Барлаха. Модель памятника Николаю Гоголю скульптора Николая Андреева – со скульптурной композицией «Пьета» Кольвиц. Существуют и более сложные, непрямые переклички трудов немецких художников с рисунками Федора Богородского и Кирилла Зданевича, скульптурами Анны Голубкиной и Веры Мухиной. Конечно, они должны были бы находиться рядом.

Но названные произведения интересны и отдельно. Вместе с серией линогравюр Владимира Козлинского «Современный Петербург» (1919) и циклом офортов Василия Масютина «Семь смертных грехов» (1918) они образуют самостоятельный «проект в проекте». На осень 2018 года (только бы не сглазить!) Русский музей намечает большую выставку графики первых послереволюционных лет. На ней будут показаны и работы малоизвестных авторов, например Александра Громова. Будем считать нынешний показ эскизом или репетицией.


Иван МОТЫЛЬКОВ, фото Татьяны ГОРД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here