Молодое поколение считает анекдоты неуместными и несмешными

Удивительно, но именно к такому выводу психологов СПбГУ подтолкнули результаты исследования. В нем приняли участие люди в возрасте от 17 до 30 лет.

Исследование было разбито на два этапа. В ходе первого 126 испытуемых заполнили тест, который позволил психологам отобрать 39 человек с интеллектом выше среднего уровня и высоким. «Это было необходимо, чтобы исключить возможность объяснить неполное понимание шуток невысоким уровнем интеллекта участников», – поясняет Ольга Щербакова, доцент кафедры общей психологии СПбГУ и руководитель исследования. Прошедшим во второй этап исследования был предложен для ознакомления набор из семи анекдотов. Шутки ранжировались от самых простых до самых сложных.

Интересно, что в ходе последующего интервью испытуемые вдруг стали давать довольно интересные комментарии по поводу предложенных им анекдотов, причем исключительно по собственной инициативе. «Когда независимо друг от друга участники исследования начали практически слово в слово повторять одни и те же мысли по поводу анекдотов, мы поняли, что это не случайно», – говорит Щербакова. Психологи решили копнуть глубже и выяснили несколько особенностей, которые их удивили.

Так, многие участники исследования заявили, что анекдот кажется им устаревшим жанром. По словам исследователей, испытуемые считают анекдот чем-то характерным для старшего поколения, несовременным и откровенно несмешным. Например, в ходе интервью молодые люди дословно говорили: «Меня анекдоты как-то вообще не особо веселят», «Слышу в основном от старшего поколения», «Пытались со сверстниками найти смешной анекдот, но не нашли», «Ровесника ни одного не знаю, который бы анекдоты травил, – только взрослые».

Испытуемые буквально в унисон говорили, что сейчас они уже не рассказывают анекдоты. Что, впрочем, совпадает с общими наблюдениями, констатируют психологи. По их мнению, сегодня все большую популярность приобретают мемы и демотиваторы – что-то очень короткое с картинкой. Мем подходит к ситуации, которую человек уже и так переживает, и просто усиливает испытываемые человеком эмоции.

Почему же поколение двадцатилетних объявило бойкот анекдотам? «Анекдот – достаточно тонкий жанр. В нем очень много пластов, которые можно по-разному трактовать. Слушая анекдот, зачастую нужно отвлеченно представить себе несколько разных героев и думать за всех них одновременно, учитывая разницу в их знаниях, намерениях, переживаниях, а также учитывать не всегда однозначные отношения между персонажами. Это достаточно сложные умственные навыки, от которых во многом зависит интеллектуальный облик конкретного человека. Важно, что эти навыки не формируются стихийно, их необходимо специально развивать на протяжении длительного времени. Если среда, в которой происходит интеллектуальное созревание, информационно простая и одномерная, она не способствует такому развитию. В результате взрослый человек может испытывать сложности, характерные для детей дошкольного возраста», – рассуждает Ольга Щербакова.

В итоге лишь один из 39 участников исследования подтвердил, что рассказывает анекдоты. Двое признались, что делают это очень редко. «Культура рассказывания анекдотов воспринимается сегодня молодыми людьми как феномен, который еще распространен среди их родителей, но в окружении друзей и коллег уже неактуален», – уточняет Катерина Грабовая, психолог, выпускница СПбГУ и автор исследования. Она предполагает, что «изгнание» анекдота из молодежной среды связано также с изменившимся типом общения. Оно все больше переносится в социальные сети и различные мессенджеры, где гораздо удобнее «перекидыватьcя» открытками с мемами.

Жанр анекдота, по мнению исследователей, по-видимому, сегодня уже занимает другое место в культуре в целом. Поколение миллениалов воспринимает анекдот как «низкий» жанр. «Участники исследования признавались, что если кто-то из друзей начнет рассказывать анекдот в компании, то им за него будет неловко. Говорили даже так: «Это было бы неуместно, странно», – отмечает Катерина Грабовая. Когда психологи попросили привести пример, в какой же компании анекдоты будут уместны, то получили в ответ образ сидящих на кухне мужчин – не очень опрятных и социально неуспешных. «Вот в такой компании, по мнению многих испытуемых, анекдоты были бы кстати. Совсем другое дело для молодых людей скинуть другу ссылку на ютуб-канал, какой-то демотиватор или мем. Это приемлемо и понятно», – говорит Катерина Грабовая.

Вероятно, ученые в ходе исследования «поймали» новое социальное явление. Еще десять лет назад, когда Ольга Щербакова проводила схожее исследование на представителях другого поколения, ничего подобного зафиксировано не было. Именно поэтому психологов так впечатлили ответы испытуемых, полученные сейчас.

Катерина Грабовая подчеркивает, что списать на случайность полученные результаты нельзя. «Среди испытуемых было много студентов из разных вузов, получающих разные специальности, – как гуманитарии, так и технари. Никакой разницы в ответах между ними мы не получили. И люфт в возрасте в десять лет между респондентами тоже различий не дал», – поясняет психолог. Это как раз говорит о том, что в ходе исследования получен не отдельный случайный «выброс» данных. «Похоже, что мы заметили определенное явление в обществе. Оно требует дальнейшего изучения, в том числе и представителями других областей знаний», – заключает Ольга Щербакова.


Вера СВИРИДОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here