Без страха и упрека

35

7 мая ушел из жизни Михаил Юрьевич Герман, петербургский писатель, искусствовед, много лет проработавший в Русском музее.

«Когда общаешься часто, не думаешь о масштабе личности своего собеседника. Мы только начинаем осознавать: ушел крупнейший искусствовед нашего города, безупречный, ничем себя не запятнавший рыцарь профессии», – написал его коллега Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений современного искусства ГРМ, в «Фейсбуке».

По словам Боровского, Петербург потерял лучшее искусствоведческое перо. И это не преувеличение. Не секрет, что искусствоведы часто пишут умно, но сложно, а порой даже занудно – во всяком случае, с точки зрения обыкновенного читателя.

А ведь интерес к истории искусства у людей есть, потому такой любовью пользуются книги и лекции тех специалистов, которые могут рассказать доступно и увлекательно о художниках, стилях и направлениях в живописи, скульптуре, архитектуре. Михаил Герман обладал редким даром писать об искусстве, о художниках необычайно интересно, при этом не в ущерб исторической точности. Мое знакомство с его творчеством началось с книги о французском художнике XVIII века Антуане Ватто. В ней Герман воссоздавал не только биографию художника, но и его эпоху. И еще – Париж, город, который он сам полюбил с детства, прочитав «Трех мушкетеров».

Михаил Герман – автор свыше пятидесяти книг: монографий, посвященных художникам, фундаментальным исследованиям по истории искусства, мемуаров «Сложное прошедшее». Но книги о Париже он для себя считал самыми важными. Знающий французский язык, Михаил Юрьевич старался бывать в Париже как можно чаще. Его книги «В поисках Парижа, или Вечное возвращение», «Парижские подробности, или Неуловимый Париж» – не туристические путеводители, а живой портрет города и его жителей. В них он больше всего ценил легкость бытия, умение радоваться жизни, несмотря ни на что. Вот, например, что он пишет о парижских старушках: «Они сохранили пристрастие к гармонии цветов, оттенков, фактур… золотисто-коричневая блузка, пепельно-ржавый твид жакета, юбка цвета старой бирюзы, каштановой кожи туфельки в тон сумки – mariage des couleurs (бракосочетание красок) …Обмен любезностями с такой дамой – школа вкуса, веселой вежливости и хорошего тона, и нет пассажира, не любующегося ею».

О Ленинграде, Петербурге – его книга «Сложное прошедшее». Это мемуары, рассказ о времени и о себе предельно искренний, откровенный. В них очень точно, в деталях, воссоздана эпоха, прошлое города, огромный пласт жизни ленинградского интеллигента XX века, с 30-х до 90-х годов. Подобно тому, как его сводный брат (по отцу, писателю Юрию Герману) Алексей Герман воскрешал сам воздух времени в своих фильмах, Михаил Юрьевич делал это в литературе.


Юрий ОБРАЗЦОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here