«Черная пятница» – без обмана

114

Чем могут обернуться для продавцов нечестные распродажи

Распродажи товаров в России, как и во всем мире, всегда вызывают ажиотаж. Если верить опросам, проведенным накануне глобальных «сейлов», чуть ли не половина респондентов подтверждает свое участие в скидочных акциях, не говоря уж про онлайн-распродажи. Люди ждут «черную пятницу» и «кибер-понедельник», чтобы дешево купить то, что в обычное время они приобрести не могут – не по карману. Тут-то и скрывается механизм ценовых манипуляций. Многие недобросовестные компании, устраивающие глобальные скидки, незадолго до этого искусственно завышают цену чуть ли не вполовину, чтобы в «черную пятницу» показать скидку 50% и тем самым привлечь покупателя. Нарушение прав потребителя? Конечно. Этим озаботилась Ассоциация компаний интернет-торговли, которая вышла в Минпромторг с инициативой о подготовке специального закона о распродажах.

В Госдуме тоже подумывают о принятии подобного документа, который бы закрепил в законе само понятие распродаж и установил ответственность для недобросовестных предпринимателей. «Чаще всего компании обманывают покупателя, поднимая цены перед распродажами, а затем делая вид, что снижают, – говорит глава Союза потребителей России Петр Шелищ. – Пару лет назад к нам обратилась компания, которая рекламирует распродажи и предоставляет другим фирмам свою площадку для участия в «черной пятнице». Она попросила нас взять на себя общественный контроль за… честностью предпринимателей. Мы пообещали отследить недобросовестные распродажи, а если поступят жалобы, то наши юристы будут в этом разбираться. И, надо сказать, жалоб было мало – меньше десятка. Но все обращения мы проверили и посоветовали тем, кто предоставляет свои площади для распродаж, наказывать недобросовестных продавцов рублем. То есть заключать с компаниями – участницами «черной пятницы» и «кибер-понедельника» договоры, где будет условие, что, если их поймали на обмане, они заплатят крупный штраф».

Однако компании на это не пошли – видимо, оттого, что жалоб на нарушения было мало и по умолчанию некого было штрафовать.

Есть и обратная ситуация – когда нечестные потребители злоупотребляют своими правами и пользуются ситуацией, чтобы заработать. В этом случае, купив на распродаже какую-то вещь, они потом чуть ли не через суд пытаются вернуть себе их полную стоимость.

По мнению Петра Шелища, нужно проработать механизм выявления нарушений. Все должно происходить публично: если люди обратились в компанию – организатор распродаж с претензиями и подтвердилось, что продавец виноват, необходимо публично ответить покупателям, кто наказан штрафами за обман. Это будет эффективнее, чем административное наказание.

Возможно, нам следует воспользоваться западным опытом, где люди заранее готовятся к распродажам. Скажем, в Италии каждый год утверждается официальный календарь распродаж, и если какой-то магазин захочет устроить «sale» вне его, то должен договориться с властями, иначе – штраф.

Справедливости ради отметим: наши люди хоть и «покупаются» на низкие цены, но у нас не наблюдаются такие сцены, как в США, когда случается настоящая давка из желающих купить товар по сниженным ценам. В любом случае, закон о распродажах, который установил бы ответственность недобросовестных предпринимателей, нужен, ведь Административный кодекс, где есть статьи об обмане потребителей, полностью эту проблему не закрывает.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here